Контрастный пейзаж

№ 191

Анастасия ШУМАКОВА,

учитель по изобразительному искусству  многопрофильного лицея №187 г. Казани

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

образовательные: формирование представления о контрасте в картине- пейзаже;

развивающие:

– развитие способности анализировать произведения художников, контрастные решение картин;

– развитие художественных способностей учащихся через расширение их знаний о цвете;

воспитательные:

– способствовать развитию познавательных интересов школьников к пейзажам художников России;

– воспитывать уважение и заботу к природе.

Планируемые результаты:

предметные:

– изучить основные свойства цвета (цветовой круг И.Иттена);

– содействовать развитию эстетического и колористического вкуса, художественного мышления обучающихся;

– воспитывать интерес к произведениям художников и видение прекрасного;

– упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;

метапредметные:

– формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

– развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

– формулирование и развитие мышления и умения применять его в социальной практике;

личностные:

– формирование основ художественной культуры;

– развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера;

– развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами, чувства цвета, контраста.

Оборудование:

для учащихся: лист формата А-4, гуашь, кисти, палитра,  тряпочка, баночка с водой;

для учителя: копии репродукций картин художников И.И.Шишкина, образец с готовой работой, цветовой круг, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. I. Организационная часть

Приветствие, готовность к уроку.

  1. II. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран с презентацией и скажите, что вы там видите?

Учащиеся. Пейзаж.

Учитель. Обратите внимание на цветовую гамму, в которой написаны пейзажи на экране, как ее можно назвать?

Учащиеся. Контрастная гамма.

Учитель. Ответьте на вопросы:

– Что такое пейзаж? (Жанр изобразительного искусства, посвящённый природе.)

– Что такое контраст? (Противоположный по цвету.)

Учитель. Таким образом, мы с вами определили тему нашего урока и звучать она будет как?

– Давайте вместе сформулируем цель и задачи нашего урока.

– Что нам нужно сделать, чтобы достичь этой цели?

Учащиеся. Контрастный пейзаж. Понимать, что такое контраст цвет в картине (в пейзаже). Изучить цветовой круг Иттена и основные свойства цвета.

III. Изучение новой темы

Учитель. Иоганнес Иттен – Швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог, который создал книгу «Искусство цвета», в которой подробно изложил все основные свойства и возможности цвета. (Слайды об И. Иттене и о создании цветового круга.)

Именно Иттен был создателем цветового круга, на котором по сей день базируется вся современная колористка.

Немного истории, как ученые пришли к созданию цветового круга. (Аудиозапись учителя.)

Обратите внимание круг состоит из 12 равных сегментов, в середине круга расположен равнобедренный треугольник, в котором расположены 3 основных цвета.

– Давайте назовем 3 основных цвета, которые выделил Гетте.

– Почему Гетте выделил именно эти цвета?

Учащиеся. Синий, желтый, красный. Потому что эти цвета нельзя получить путем смешения между собой всех остальных цветов.

Учитель. Далее в таблице появляются составные (вторичные) и третичные цвета. Круг визуально можно поделить на теплые и холодные цвета.

Теплые – желто-красный;

холодные – сине-зеленый.

Хочется отметить, что цвета, которые расположены напротив друг друга имеют максимальный контраст, а цвета, которые располагаются рядом – имеют тонкое различие (нюанс)

Рассмотрим контрасты в произведении художника пейзажиста России — Святослава Николаевича Рериха. Это пейзажи ни только России, а разных уголков природы разных стран. Мы с вами наблюдаем такие состояния природы и в разное время суток, но ни все еще пробовали самостоятельно их написать. Назовите контрастные цвета, которые преобладают в картине художников. (Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, рассуждают о цвете; обсуждают картины вместе с учителем, рассуждают, дают ответы.

Динамическая пауза

Учитель. Вашему вниманию представляется композиция «Нянина сказка» великого композитора П.И.Чайковского. Эта пьеса написана под влиянием детских впечатлений композитора от народных сказок.

  1. IV. Творческая практическая деятельность (закрепление изученного материала).

Учитель. Предлагаю создать вам свои контрастные пейзажи. Вам нужно выбрать основные контрастные цвета, которыми будете писать картину. (На слайды учитель выводит примеры работ.) Это может быть закат и восход, если больше розоватых оттенков, это ближе к рассвету, если больше красных, желтых, это закат

Вспомните, как можно получить цвет гуаши более светлым и более насыщенным по тону. В ходе практической части тренируем технику работы с гуашью. (Учитель подходит к ребятам и индивидуально корректирует, помогает в освоении техники работы гуашью. Учащиеся подбирают палитру цвета, пробуют создать фон для контраста. Нарабатывают технику смешения цветов на палитре и с помощью щетины кисти в работе проводить плавный переход от тона к тону.)

  1. V. Рефлексия

(Учитель организовывает рефлексию.)

– Сегодня я узнал …

– Было трудно …

– Меня удивило …

– Мне захотелось …

– Я научился…

(Учащиеся осуществляют самооценку собственной деятельности и учатся оценивать работу других.)