Конструирование текста

№38

(Русский язык. II класс)

Галина ОВЧИННИКОВА,

учитель начальных классов лицея №2 г. Буинска

Оборудование: минимальные требования к программным ресурсам: программа SMART Notebook SE, среда электронного обучения «1 компьютер: 1 ученик»

Подготовка к уроку: учебник «Русский язык», II класс; структуры Сингапурской системы обучения.

Анализ работы детей на уроке и результаты урока

Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для II класса начальной школы.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

На этапах актуализации, повторения, применения знаний использовались структуры сингапурской методики обучения, которые способствуют развитию позитивной взаимозависимости, индивидуальной ответственности, умению работать в команде при равном участии.

Урок был построен так, чтобы как можно чаще звучал вопрос «Почему?» и как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова «потому что», «поэтому», «я думаю».

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированы.

Цели в течение урока были достигнуты.

Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания.

Каждому ребенку на уроке было комфортно. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, сингапурских структур, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Технологическая карта изучения темы

Тема урока Конструирование текстов
Номер урока №7 в разделе «Текст»
Тип урока по целеполаганию Урок общеметодологической направленности
Цель урока Развитие устной и письменной речи: упорядочение предложений в тексте в соответствии с развитием действия, составление текста из «рассыпанных частей»
Задачи урока 1. Формировать умения конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.

2. Развивать умения предугадывать содержание текста по его заглавию, осознавать связь заглавия с темой.

3. Повторить название сторон света, названия полушарий

Основные термины и понятия темы Текст, предложение, начало, середина, конец текста; орфограмма («опасное» место), словарные слова: компас, глобус, север, юг, восток, запад
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Предметные результаты Научить конструировать тексты из рассыпанных предложений
Метапредметные результаты Познавательные УУД ‒ развивать умения разбирать слова по составу;

‒ обобщать и классифицировать по признакам

  Регулятивные УУД Развивать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) и контролировать работу
  Коммуникативные УУД ‒ оформлять свои мысли в устной форме;

‒ развивать умение слушать и понимать других;

‒ развивать умение работать в паре

Организация пространства Кабинет начальных классов
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение
Формы работы Групповая, фронтальная
Используемые ресурсы
  • учебник: Русский язык. II класс, (упражнения 42, 43);
  • тетрадь для чистописания;
  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
  • методические рекомендации к учебнику: Русский язык. I‒II классы, 2013 год; УМК «Школа России»;
  • Дерево успеха (Румянцева Н.Н.)
  • Структуры Сингапурской системы обучения

Ход урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап

Актуализация. Мотивация к деятельности

 

 

«МЭНЭДЖ МЭТ»

 

а) поприветствовали партнера по лицу правой ладошкой;

б) прикоснулись плечом с партнером по плечу;

в) встали участники А;

г) встали участники Б

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы «Конструирование текстов» Откройте тетради. Что надо записать?

Какую запись должны сделать дальше?

 

– Дату.

Классная работа.

(Комментированная запись числа.)

  Мотивирующий прием

Город стоит на широкой реке,

А за рекой виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля…

Тянется к солнцу наша Земля.

Сегодняпутешествовать будем по ней,

В широких просторах планеты моей!

Читают дети
II. Повторяем то, что знаем  

 

«ФИНК-РАЙТ-РАУН РОБИН»

Подумать и записать последнее слово в каждом предложении, найти лишнее слово и обсудить  по очереди в группе: почему это слово лишнее?
Цель: провести

словарную работу с опорой на структуру однокоренных слов;развитие умения работать в команде

Словарная работа на смарт доске.

Учитель выставляет на доску словарные слова.

 Чтобы не заблудиться, нам нужен прибор, который помогает ориентироваться на местности. Это …

Синяя стрелка компаса всегда показывает на …

Южный полюс находиться на …

Послушайте стихотворение

Оказывается, оказывается

Солнце не сразу показывается:

Сначала выставит краешек

И осветит маленький камешек,

А потом большущую гору,

Только все мы спим в эту пору.

Определите в какой части света солнышко «…выставит краешек и осветит маленький камешек…»

В какой части света происходит закат солнца?

 

На нём есть параллели и меридианы. Что это такое?

-Прочитайте слова, найдите лишнее. Докажите, что это слово лишнее (делят слово на слоги, называют число букв, звуков, ударный звук, опасное место, число слогов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

омпас)

 

(север)

 

(юге)

 

 

 

 

 

 

 

 

Восток.

На западе.

 

Глобус.

 

Компас, север, юг, восток, запад, глобус.

Глобус это модель Земли, а не части света. Или

Юг: в нем 1 слог, а во всех словах 2 слога.

Или

Север: в нем буква е смягчает согласные.

Обсуждение в группе начинает участник №1, затем участник№2 и т.д.

Цель: актуализировать знания учащихся о написании  парных согласных дт.

Цель ЦОР: демонстрация наглядного материала

Минутка чистописания

Волшебная палочка указала нам путь вот по этой дорожке: (на смарт доске анализируются буквы д и т- строчные)

Каллиграфическое написание букв д, тhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF

Из  каких элементов состоят буквы?

Что общего букв дт?

На стр. 12 тетради по чистописанию записывают на одной строке буквы
III. Физкультминутка Раз Венера

Два Меркурий, три Земля, четыре Марс,

А потом Уран, Нептун,

И, конечно же, Плутон.

Наше солнце чемпион!

 
IV. Формулировка темы урока. Применение знаний

Цель: развивать умение работать в паре и группе, организовывать взаимодействие; через повторение изученного материала прогнозировать тему урока

«ИНСАЙД-АУТСАЙД-СЁКЛ»

«ТАЙМД-ПЭА-ШЭА»

Назови пропущенное слово.

Тропинка привела в страну, в которой живет Текст важный и строгий, который состоит из … (предложений). Предложения в тексте крепко … (связаны по смыслу). У текста есть … (заглавие), которое сообщает … (о чем будет текст). Но вот однажды предложения разыгрались  и превратили его в … (отдельные предложения). Заглавие растерялось и спряталось.

 

 

Ребята, давайте поможем тексту восстановиться.

 

Каким должен стать текст?

 

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какова тема урока?

 

Что вы знаете о тексте?

Партнеры А – образовали внешний круг, партнеры В внутренний круг.

На обдумывание недостающего слова в предложении 5 с

Время на обсуждение с партнером по лицу 15 с

После каждого предложения дети передвигаются по следующим заданиям:

Сколько звуков в слове север (юг, восток,запад)

Конструирование текстов.

 

В нём  предложения будут связаны по смыслу. А заглавие будет сообщать о чем пойдет речь в тексте

 
Цель: проверить сформированность умений составлять текст из его частей

Цель ЦОР: организовать деятельность учащихся по работе с текстом фронтально

Составление «рассыпанного» текста на тетбуках. Озаглавливание текста

Как называется полушарие, в котором находится Южный полюс?

Оказывается, только в Южном полушарии живут такие прекрасные птицы. А что это за птицы?

Вы должны прочитать предложения. Составить текст. Озаглавить его.

Почитайте, какой текст у вас получился?

 

 

Южное полушарие.

 

 

Пингвины.

Пингвины это птицы. Но гнезда для птенцов пингвины не делают. Пингвиниха снесёт яйцо, а папа-пингвин держит его на лапах и согревает собственным телом

  Физкультминутка  
V. Тренинг (повторяю…)  

 

Самостоятельная работа

Дети списывают заглавие текста и первое предложение.

Подчеркивают в словах текста «опасные» места

VI. Закрепление. Работа в парах Работа с учебником (упражнение 43).

На планете Земля живет много людей разных национальностей. Всех их объединяет то, что с детства они любят слушать сказки, читать их, рассказывать и пересказывать.

В этом задании части русская сказки нужно переставить местами так, чтобы получился текст и озаглавить его.

Обрадовался мужик и стал мечтать. Вот продаст зайца и купит свинью.

Шёл однажды бедный мужик по полю. Вдруг видит-заяц под кустом сидит.

Так увлёкся мужик мечтами, что вскрикнул. А заяц испугался и убежал

 

 

 

 

 

 

 

 

Шёл однажды бедный мужик по полю. Вдруг видитзаяц под кустом сидит.

Обрадовался мужик и стал мечтать. Вот продаст зайца и купит свинью.

Так увлёкся мужик мечтами, что вскрикнул. А заяц испугался и убежал

VII. Итоги урока. Рефлексия Самооценка

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Если вы на уроке работали с желанием, удовольствием, то на «Дерево успеха» поместите зеленый листочек, если трудно желтый.

Б) Ребята, мы путешествовали с вами по планете Земля. Помните!

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой

И шепчут мне материки –

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной

Такой прекрасной и родной

И шепчут губы:

«Не солгу, я сберегу вас, сберегу».

Береги планету эту,

Ведь другой на свете нет!..

Домашнее задание Повторить признаки текста  

 Материал (rtf).