Конституция РТ: 30 лет истории
№ 206
Рамиля ФАЗЫЛЗЯНОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории Княбашской начальной школы-детского сада Балтасинского района
Цель: формирование гражданско-правовой компетенции учащихся.
Задачи:
– познакомить учащихся с Конституциями РФ и РТ;
– развивать познавательный интерес к своей Родине;
– помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
– воспитывать уважение к правам других;
– развивать познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.
Метапредметные связи: история Конституции Российской Федерации,
история Конституции Республики Татарстан.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, флаги РФ и РТ, гербы РФ и РТ, аудиозапись гимна РФ и гимна РТ.
Ход мероприятия
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! В нашей республике появилась добрая традиция – ежегодное проведение Парламентского урока накануне праздника Республики Татарстан. В этом году наше мероприятие посвящается тридцатилетию Конституции Республики Татарстан. (Звучит гимн Российской Федерации и гимн республики Татарстан.)
Учитель. Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечёт птиц из дальних стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым или несчастным, если человек почему-то потерял Родину.
– Ребята, а как вы представляете свою Родину? (Ответы детей.)
– Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
– Как называется то место, где вы родились и выросли? (Ответы детей.)
– Это и есть маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина огромна и прекрасна. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.
– Как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей.)
– Конституция Российской Федерации гласит «Российская Федерация –Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
– Какое другое название согласно Конституции имеет наша страна? (Российская Федерация, Россия.)
– Что такое Конституция? (Конституция в переводе с латинского языка означает устройство. Это основной закон нашей страны.)
– Как вы понимаете слово «федерация»? (Федерация – это союз, объединение. Россия состоит из равноправных субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения.)
– Мы проживём в Российской Федерации, а к какому субъекту Федерации относится Татарстан? (Республика.)
– Наша республика – одна из самых красивых и богатых республик на территории РФ. Татарстан – это многонациональная республика, на её территории проживает более 170 национальностей и народностей. Все народы, проживающие на территории республики, считают Татарстан своей Родиной.
– А как нам удаётся жить в мире и согласии? (Мы живём по единым законам, которые соблюдаем.)
– Где записаны законы? (В Конституции.)
– Конституция – это основной закон, фундамент нашей страны, который гарантирует основные права и обязанности граждан. Конституция РТ – это лицо нашей республики, душа татарского общества. В нашей республике Конституция была принята 4 раза. Действующая Конституция была принята на 12-й сессии Верховного Совета 6 ноября 1992 года. Основной закон придал нашей республике независимость, суверенитет правовой формы. Это важный политико-правовой документ, объединяющий людей разных национальностей, политических взглядов и вероисповеданий.
Конституция выражает волю многонационального народа РТ и татарского народа, гарантирует права, обязанности и свободы граждан на принципе равноправия, способствует сохранению исторических традиций, культур, языков, сохраняет межнациональное согласие, единство и мир народов РТ.
– Какими правами, согласно Конституции, обладает ребенок?
– Права ребенка. Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на бесплатное образование. Право на отдых и досуг. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Закрепление изученного
- «Сказка ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок»
Учитель. Рассмотрим правовые ситуации и права сказочных героев. Определите, какое право сказочного героя нарушено?
1) «Болтливая утка». Абдулла Алиш.
Лиса съела болтливую утку, нарушив ее право на … (право на жизнь).
2) «Шурале». Габдулла Тукай.
Шурале, увидев дровосека в лесу, решил с ним поиграть, защекотав его до смерти, нарушив право на… (право на унижение чести и достоинства человека).
3) «Камыр батыр». Татарская народная сказка.
Хан, запер Камыр батыра с товаришами в ханской чугунной бане и приказал их поджечь, нарушив право на … (право на жизнь).
4) «Три сёстры». Татарская народная сказка.
Младшая дочь, услышав от белки о болезни матери, бросила свои дела и побежала на помощь своей матери, а старшие так не поступили, нарушив право на… (право на заботу).
5) «Су анас». Габдулла Тукай.
Су анасы пыталась ворваться в дом к мальчику, нарушив право на… (право на частную собственность).
6) «Су анасы». Габдулла Тукай.
Мальчик, забрав золотой блестящий гребень Су анасы, нарушил право… ( на личную неприкосновенность).
7) «Звёздочка Зухра». Татарская народная сказка.
Мачеха заставляла Зухру работать не покладая рук, нарушив ее право на… (право на отдых и досуг).
8) «Звездочка Зухра». Татарская народная сказка.
Мачеха ночью выгнала Зухру из дома, нарушив ее право… (право на заботу и воспитание родителями).
- Составьте слова из слова КОНСТИТУЦИЯ. (Кон, нитки, сутки, кости, кино, утки, ток, нос, тик, суп, сон, кит, сито.)
– Какие обязанности, согласно Конституции, вы знаете?
– Обязанности граждан:
а) защищать Родину;
б) соблюдать законы государства;
в) сохранять природу и окружающую среду;
г) беречь памятники культуры.
Учитель. После принятия Декларации о государственном суверенитете РТ встал вопрос о государственной символике. Что относится к государственным символикам? (Герб, флаг, гимн.)
– Флаг – это лицо страны, символика независимости. Наша республика обрела зелёно-бело-красный флаг.
Зеленый – зелень весны, возрождения Татарстана.
Белый – цвет чистоты помыслов граждан Татарстана.
Красный – зрелость, жизнеспособность Татарстана.
– Герб РТ принят 7 февраля 1992 года. Представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского орнамента с надписью Татарстан.
Подведение итогов