Конкурс знатоков
(Образовательная деятельность с детьми старшей группы)
Альфира ИЛЬИНА,
учитель-логопед детского сада №18 «Улыбка» г. Азнакаево
Цель. Формирование полноценной фонетической системы языка.
Задачи. Закреплять понятия мягкого, твердого согласного и умения составлять слова по первым звукам. Упражнять в составлении предложений из заданных слов. Упражнять звуко-слоговый анализ слов. Чтение слогов и слов по карточкам. Развивать мышление, внимание, память. Воспитывать дружеские отношения, умение заниматься сообща.
Методические приемы: игра, вопрос,беседа, индивидуальная работа.
Оборудование: мольберт (2 шт.), карточки с рисунками, рисунок паровозика, силуэт цветов и бабочек, ребусы.
Предварительная работа: проведение беседы, заучивание стихотворения, решение ребусов, расматривание картин.
Ход мероприятия
Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы ритмично соединяются ( в замок) и разъединяются),
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки),
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно соединяем одноименные пальцы. Большой с большим и т. д.),
Начинай считать опять (одновременное касание подушечками пальцев двух рук),
Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание).
Мы закончили считать (кисти рук опустить вниз, встряхнуть).
Логопед. Ребята, мы с вами разделимся на две команды, первая команда – «Ромашки», вторая команда – «Тюльпаны». Занимайте места.
Раз у нас есть команды, мы покажем свои умения.
1-е задание. Найдите предметы с твердым согласным «л», «Ромашки», а «Тюльпаны» – с мягким согласным «ль».
2-е задание. Слова заблудились и стали не на свои места. Послушайте и поправьте.
Злой кабан давал гудки,
Пароход точил клыки.
Кошка песенку учила,
Маша хвостик свой ловила.
Соловей томился в клетке,
Дикобраз сидел на ветке.
Мальчик булькал на костре,
Чайник прыгал во дворе.
3-е задание – «Угадайка».
У вас на столах – карточки. По первым буквам слов составить новое слово.
Арбуз, толка, самолет, торт, аист.
4-е задание. Подумайте и отгадайте ребусы (по 2 ребуса каждой команде).
5-е задание. У нас остановились поезда, посмотрите внимательно, в каждом паровозике есть лишний вагон. Найдите лишний вагончик и прочитайте слова.
Физкультурная- минутка.
Раз к нам приехали поезда, давайте покатаемся, все встали.
Поехали чу-чу-чу-чу,
Починим рельсы тук-тук-тук-тук (повороты туловища),
Проверим колеса (хлопать по коленям).
Поехали обратно чу-чу-чу-чу,
Сели, поезд остановился ш-ш-ш- …
6-е задание – «Угадай слово».
(Дети по цветам квадратиков.)
1-я карточка. Что налили в стакан: сок или чай?
2-я карточка. Что в шкафу: чашка или блюдце?
1-я карточка. Как зовут девочку: Марина или Наташа?
2-я карточка. Как зовут котенка: Пушок или Чижик?
7-е задание – «Чертвертый лишний».
(Показ слайдов.)
Банан, апельсин, огурец, киви.
Стол, чайник, шкаф, кровать.
Петух, ласточка, скворец, грач.
Медведь, белка, лиса, собака.
Бабочка, роза, ромашка, ландыш.
8-е задание – «Волшебная поляна» (цветочки с буквами).
Логопед. Хотите, чтобы бабочка ожила. Для этого нам произнести волшебные слова:
Чка—чка-чка
Прилетела бабочка.
(Под музыку прилетает бабочка, рассказывает стихотворение.)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка прилетела в цветочную поляну. Команда «Ромашки» выбирает цветочки с гласными звуками, а «Тюльпаны» с согласными звуками, а бабочка все проверит.)
Жюри подводит итог.