Компетенция дошкольника, как социальный фактор в современном обществе

№ 207

Марина АНУФРИЕВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №402 г. Казани

Операционально-деятельностная компетенция проявляется:
– в овладении способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
– в способности управлять своим поведением и способами общения;
– в умении сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;
– связана с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
Потребность в общении, взаимодействии, взаимоотношениях. Социально-значимые и субъективно-значимые мотивы поведения. Проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия. Проявления мотивационной компетенции, это наличие интереса к другому человеку (взрослому, сверстнику). Структура социальной компетентности состоит из ключевых компетенции:
– информационная;
– мотивационная;
– технологическая;
– рефлексивная.
Информационная (когнитивная) компетенция связана с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.
Проявления мотивационной компетенции, это наличие интереса к другому человеку (взрослому, сверстнику).
Рефлексивная (аналитическая) компетенция включает в себя:
– осознание ребёнком меры своих возможностей;
– оценку своего места в обществе других людей;
– понимание разного характера отношения к нему окружающих;
– умение анализировать и адекватно оценивать результаты собственных достижений.
Факторы формирования социальной компетентности:
– генетически обусловленныеоснования;
– собственная активностьиндивида;
– развивающаясоциокультурная среда;
– целенаправленноевоспитание;
Социальная компетентность представлена результатом, которая имеет: цель, содержание, средство, методы, формы, условия.
Уровень критериев социальной компетентности:
1. Хорошо ориентируется в новой обстановке.
2. Способен выбрать адекватную альтернативу поведения.
3. Знает меру своих возможностей.
4. Умеет попросить о помощи и оказать её.
5. Уважает желания других людей.
6. Может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.
7. Не мешает своим поведением другим.
8. Умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме.
9. Управляет своим поведением и способами общения.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Как вариант, формирования социальной компетенции, это проектная деятельность. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят
Социально-личностное развитие – это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Так как проект – реализация цели, принятой и осознанной детьми, актуальной и интересной для них, включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. В педагогическом контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной детьми, актуальной и интересной для них.
Таким образом возможны варианты проектов, становление мотивационной компетенции: формирование интереса к другому человеку, проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия:
1. Социальный проект «Смотрите, кто пришел!».
Цель: ознакомление детей с трудом взрослых в детском саду.
2. Информационно-практический проект «Поможем птицам зимой».
Изготовление кормушек из различных материалов.
3. Социально-творческий проект «Приглашаем в хоровод!».
Провести мероприятия для детей и родителей: концерт «Приглашаем в хоровод», развлечение «Как на масленой неделе…».
4. Социальный проект «Мы – папочкины дочки и сыночки».
5. Информационно-практический проект «Книжки-малышки для малышей».
6. Социально-практический проект «Витаминные истории».
7. Проект «Детский сад будущего».
Формы воплощения идей разные: макет, план, рисунок, коллаж и др.
8. Социально-творческий проект«Герб моей семьи».
9. Проект «Как наши деды воевали…».
10. Проект «Портфолио выпускника».
11. Клуб почемучек.
Цель: развитие познавательного интереса, поддержка инициативы, создание ситуации успеха.
12. Социологическое исследование на тему «Групповой портрет».
Кто самый высокий? Что мы любим больше всего? Чего мы не любим?
О чём мы мечтаем? Кто с кем дружит? Какие животные живут у ребят?
13. Выпуск газет, альманахов, журналов.
Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Цель социально-коммуникативного развития:
– позитивная социализация детей дошкольного возраста;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально-коммуникативного развития:
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
–развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные направления:
– развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей;
– патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
Эффективные формы поддержки детской инициативы, это:
– создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, используя ласку и теплое слово;
– уважать и ценить каждого ребенка независимо от их достижений, достоинств и недостатков;
– помогать детям в решении проблем организации игры;
– предоставлять детям возможность для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности;
– создавать условия для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей в центрах развития в соответствии с их возрастом, способностями и возможностям.
Основные принципы в работе:
– принцип любви к детям;
– принцип сотрудничества;
– принцип творчества;
– принцип взаимопонимания.
НОД – это целенаправленная, планомерная форма организации активного обучения детей.
Основной вид деятельности, способствующий социализации детей, это игровая деятельность.
Экскурсия даёт возможность наглядно ознакомить детей с окружающим миром, событиями, происходящими в обществе.
Трудовое воспитание дает знания и навыки при социализации.
Виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе.
Патриотическое воспитание формирует:
– у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
– формировать бережное отношение к природе и всему живому;
– воспитывать уважение к труду;
– развивать интерес к традициям и промыслам;
– формировать элементарные знания о правах человека;
– знакомить детей с символами государства, республики (герб, флаг, гимн);
– формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Социально-личностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Литература
1. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А.Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4.
2. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / учебно-методическое пособие под ред. О.В.Дыбиной – М., 2010.
3. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться [Текст] / В.Н.Романюта – М., 2002.
4. Семенака С. И. Уроки добра [Текст] / С.И.Семенака – М., 2002.
5. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-личностного развития [Текст] / учебнометодическое пособие под ред. Н.Ю.Майданкиной. – Ульяновск, 2012.
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А.Ясвин – М.: Смысл, 2003.