Клеточное строение листа

№ 119

(Урок биологии в VI классе)

Гульнур ЗАРИПОВА,

учитель биологии I квалификационной категории Татарско-Бурнаевской основной школы Алькеевского района

Цели:

предметные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа, дать представление о связи особенностей строения клеток с их функциями; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом;

метапредметные: содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать интерес к учению;

личностные: содействовать воспитанию у учащихся толерантности, бережного отношения к окружающему миру.  Развитие патриотического отношения.

Задачи урока:

познавательные: умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с различными источниками информации;

логические: поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений;

регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; преобразовывать практическую задачу в познавательную;  развитие навыков самооценки;

коммуникативные: умение слушать учителя, уметь задавать вопросы, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, контролировать действия партнёра, умение находить общее решение.

Технологическая карта урока

 

Этапы урока Детальное описание этапов урока Актуальность Материалы/
IT ресурсы
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)Для реализации этой цели необходимо:

– создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

– установить тематические рамки учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Высказывает добрые пожелания детям.– А сейчас проверь дружок, готов ли ты начать урок?

– Все на месте? Все в порядке? Книжки, ручки и тетрадки. Вижу, хорошо приготовились, молодцы!

– А теперь повернитесь друг к другу и мысленно пожелайте удачи в том числе и мне, ведь мы – одна команда! Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Расшифровывают пословицу:

«Где нет листьев, там нет и фруктов» (Слайд 2)

 

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности  Учебник (Биология. Многооборазие покрытосемянных растений. – 6 кл. :учебник/ В.В.Пасечник. – 4-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2015. – 141,[3]с), использование ИКТ,оценочные листы, компьютерная презентация, средства обучения: электронная презентация (в программе Power Point) по теме «Клеточное строение листа»
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Возникновение проблемной ситуации

 

Учитель организует повторение опорных  знаний. Предлагает  входной  тест. Погружает учащихся в их «незнание»Загадка: Висит – зеленеет, летит – желтеет, упадет – чернеет.

– Значит объектом нашего изучения будет лист.

– Что вы уже знаете о листьях? (Составление кластера. Слайд 3)

Приложение 1.

– Дайте характеристику листьев растений

Учащиеся дают характеристику листьев растений.

Взаимопроверка

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося
III. Постановка учебной задачи  Постановка проблемного вопросаЗадание №1.

– Как вы думаете, возможна ли жизнь без растений?

– Почему? А задумались ли вы над смыслом данной пословицы «Где нет листьев, там нет и фруктов»? (Учащиеся   отвечают на вопросы.)

– Что нужно знать, прежде, чем уметь объяснять процесс образования органических веществ в листьях? (Как устроен лист.)

– Какую тему мы с вами проходили на прошлом уроке? (Внешнее строение листа.)

– Какое строении е листа мы не знаем? (Внутреннее строение листа.)

Учитель: показывает 1-й слайд и говорит «Клеточное строение листа. Какой проблемный вопрос можно поставить?» (Ответ учащихся.)

Учащиеся. Как проходит фотосинтез и какие особенности строения листа позволяют ему фотосинтезировать?

Учитель. Какую цель ставите пред собой на уроке?

Учащиеся. Изучить внутреннее строение листа. (Учащиеся  обсуждают цели урока.)

Цель. Изучить внутреннее строение листа.

– Заполнение второй графы  таблицы. (Индивидуально)

Выявление причин затруднения

Задание №2

Приложение 2. Заполнения таблицы

Определите правильность суждения о клеточном строении листа (если согласны, ставьте – (+), если нет – (-) (Слайд 5)

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:– воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

– попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) Учитель организовывает фронтальную работу с текстом учебникаПредлагает выполнить задания  в таблице

Учащиеся смотрят видеофрагмент «Внутреннее строение листа и его функции»

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы после просмотра видеофрагмента

– Какие действия вы предпримете, чтобы не осталось нерешенных вопросов? (Работа с учебником)

Смысловое чтение текста, поиск в парах ответа на нерешенные вопросы

Внимательно изучите текст учебника стр. 80 – 82.

Учитель задает вопросы, а учащиеся из учебника находят ответы  на вопросы:

– Почему они бесцветные и прозрачные?

– Какую функцию они выполняют?

– Посмотрите, оболочки клетки плотно прилегают друг к другу?

– Какое это имеет значение для листка?

– Как называются группы клеток, которые  имеют одинаковое строение и выполняют одну и ту же функцию? (Тканью)

– Какой тканью образованы клетки кожицы? (Покровной)

– Среди бесцветных и прозрачных клеток кожицы увидели другие клетки? (Да)

– Как они называются? (Устьичные клетки)

– Найдите устьичные клетки. Чем устьичные клетки отличаются от других клеток кожицы листа?

– Какое строение имеют устьица? Каково их количество на листьях разных растений?

Учащиеся заполняют таблицу на стр. 81.

Работа с таблицей «Количество устьиц у растений разных мест обитания» на стр.81, рис.63.

Какое значение имеют устьица?

Учащиеся исследуют жилки листовой пластинки (на натуральном объекте), работа с рис.62, стр.80  и выполняют задание на листе ученической тетради

Формулируют вывод (строение клеток-соответствие функций).

Задание. Подпишите структуры листа, обозначенные цифрами от 1 до 10.

 

900

 

Учитель организует целенаправленную познавательную деятельность учащихся, их тренировку в тех действиях, которые являются целью урока. Организует образовательные ситуации развивающего типа 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

Физкультминутка Наблюдение за природой  через окно(Фенологические изменения в природе) Упражнения для снятия напряжения  с глаз
V. Первичное закрепление Учитель организует образовательные ситуации развивающего типа. Создает условия для самоконтроля, коррекции, и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся.Учащиеся выполняют задание в парах «Найди ошибки», отстаивают свою точку зрения. Приложение 3 Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение   Учитель напоминает условия проведения теста и о времени, отведенном на выполнение задания. Учащиеся выполняют тест по вариантам. Приложение 4Взаимопроверка.

 

 

Обобщить знания учащихся об особенностях клеточного строения листа, установить степень усвоения учащимися темы
VII. Рефлексия  Научить школьников:

– соотносить полученный результат с поставленной целью;

– оценивать результат своей деятельности

Учитель проводит беседу по вопросам достигнуты ли цели, пригодятся ли им полученные знания, каким образом можно узнать непонятное и др.– Достигли ли вы цели урока? (Ответы учащихся.)

Самоанализ

1. Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке

2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «оказывается …»

Самооценка

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

– Сегодня я узнал …

– Я удивился …

– Теперь я умею …

– Я хотел бы …

(Учащиеся участвуют в беседе.)

Самооценка знаний

я доволен своим результатом

 

мог бы и лучше.

 

надо повторить  тему урока.

 

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества 
VIII. Домашнее задание  Учитель обеспечивает самоопределение на домашнее задание. Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданиемУчащиеся сами формулируют домашнее задание (прочитать, повторить, ответить на вопросы и т.д.).

Для сильных учащихся подготовить дополнительный материал об одном растении, которая занесена в Красную книгу РТ

Записывают домашнее задание по выбору: если итоговая оценка за урок «4» или «5» – то творческое задание; оценка «3» – проработать материал ещё раз

Учащиеся сами формулируют домашнее задание (прочитать, повторить, ответить на вопросы и т.д.) 

 

          Приложение 1.

Дайте характеристику листьев растений

(I вариант – бегония металлическая, II вариант – хлорофитум хохлатый) по следующему плану. (Слайд 4):

1. Название листа.

2. Простой или сложный лист.

3. Жилкование листа.

4. Листорасположение.

5. Двудольное или однодольное растение.

Цель. Изучить внутреннее строение листа.Задание №2. Определите правильность суждения о клеточном строении листа (если согласны, ставьте  – (+), если нет – (-) (Слайд 5)

 

Суждения (вопросы) До изучения темы После изучения

темы

После изучения темы
1. Лист покрыт прозрачной кожицей – эпидермой.  

 

 

 

 

 

2. Основная функция устьиц обеспечивать газообмен и испарение воды листьями.
3. У древесных растений устьица располагаются на верхней стороне листа.
4. Фотосинтезирующая ткань листа состоит из столбчатой и губчатой ткани.
5. По сосудам проводящего пучка передвигаются растворённые органические вещества.
6. Главная функция основной ткани листа – процесс фотосинтеза.
7.Мякоть листа называется мезофилл.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Заполнения таблицы.

Приложение 3.

Задание: «Найди ошибки»

1. Клетки кожицы образованы механической тканью, они пропускают свет и выполняют защитную функцию.

2. Устьичные клетки выполняют защитную функцию.

3. Клетки мякоти листа состоят из сосудов и ситовидных трубок.

4. Клетки мякоти листа имеют зеленый цвет, так как в них содержится хлорофилл.

5. Межклетники заполнены воздухом.

6. Волокна, которые входят в состав жилок листа, выполняют проводящую функцию.

Приложение 4.Задание. Выполни тест «Клеточное строение листа»

Вариант 1

1. К какому типу тканей относится кожица листа?

А) покровная ткань;

Б) проводящая ткань;

В) механическая ткань.

2. Какую функцию выполняют устьица листа?

А) проведение жидкостей;

Б) газообмен;

В) опора.

3. Чем отличается губчатая ткань от столбчатой?

А) расположением клеток;

Б) цветом клеток.

4. Какие клетки листа пропускают свет?

А) сосуды;

Б) ситовидные клетки;

В) клетки кожицы.

5. В каких клетках находятся хлоропласты?

А) в клетках кожицы;

Б) в межклетниках;

В) в клетках мякоти листа.

Вариант 2

1. Где расположены клетки устьиц?

А) в межклетниках; Б) в клетках мякоти;

В) в клетках кожицы.

2. Чем отличается губчатая ткань от столбчатой?

А) расположением клеток;

Б) цветом клеток.

3. В каких клетках находятся хлоропласты?

А) в клетках кожицы;

Б) в межклетниках;

В) в клетках мякоти листа.

4. К какому типу тканей относится кожица листа?

А) покровная ткань;

Б) проводящая ткань;

В) механическая ткань.

5. Какую функцию выполняют устьица листа?

А) проведение жидкостей;

Б) газообмен;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставляют отметки

5 правильных ответов – «5»;

4 правильных ответа – «4», три правильных ответа – «3»;

менее 3-х правильных ответов – «2».