Кинезиология для детей дошкольного возраста с ОВЗ

№205

Гульшат ГАЙНЕТДИНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №377 г. Казани

Светлана САВЕЛЬЕВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №377 г. Казани

Люция ХИСАМИЕВА,

воспитатель по обучению татарского языка I квалификационной категории детского сада №377 г. Казани

За последнее время педагоги наблюдают ухудшение психофизического здоровья детей. Возросло количество детей с трудностями в обучении, адаптации, увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. Для них, на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы, характерны нарушения общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция артикуляции, процесса дыхания и голосоведения. Наблюдается нестабильность нервной системы. Это может быть дефицит внимания, пониженная работоспособность, эмоциональная возбудимость, расторможенность, заторможенность. Наши дети испытывают вредное действие гиподинамии. Нередко встречаются дети дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР и СДВГ.

Учителя отмечают, что дети поступающие в первый класс, часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Ребенок быстро устает, теряет нужные строки, часто не получается правильное написание букв.

Дети, имеющие нарушения речи, как правило, имеют нарушения со стороны центральной нервной системы в целом. Об этом свидетельствуют нарушения в области психических функций (внимание, память, мышление), эмоционально-волевой сферы, двигательной. Логопеды, работая с такими сложными случаями, понимают, что неуспешность ребенка обуславливается особенностями работы головного мозга, уровнем его возможностей, недостаточным созреванием и различными неврологическими проблемами. Поэтому рекомендуются консультации неврологов и нейропсихологов. Бывает, что у детей для их возраста недостаточно сформировано межполушарное взаимодействие. Ребенок недостаточно хорошо чувствует свое тело, с трудом ему даются виды деятельности, которые требуют согласованного движения правой и левой стороны тела. Такой ребенок часто бывает неловок, медленно ориентируется в окружающей среде и медленно обучается ручным навыкам, куда входит и обучение письму.

При отставании в развитии глазодвигательных функций, ребенок не может произвольно проследить за предметом и из-за этого при чтении часто теряет строчку, допускает ошибки при списывании, плохо ориентируется на странице учебника. Энергетические затраты такого ребенка велики, поэтому он быстро устает и ему сложно сосредоточиться. Хотя, интеллектуальное развитие и соответствует возрасту.

Получается, что причиной не успешности логопедических занятий является нарушение функций головного мозга: несформированность межполушарных взаимодействий, отставание в развитии глазодвигательных функций.

Таким образом, для предупреждения развития патологических состояний, укрепление психического здоровья и для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение комплексной коррекционной работы, частью которой является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. Основой развития интеллекта является развитие межполушарного взаимодействия. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий. Это позволяет развивать способности и корректировать проблемы в различных областях психики.

Применение кинезиологической методики позволяет улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, моторику (мелкую и крупную), снизить утомляемость, повысить работоспособность на занятиях, активизировать интеллектуальные и познавательные процессы. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процессы чтения и письма. Результатом является повышение уровня эмоционального благополучия, улучшения зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки. Кинезиологические упражнения — перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми. Эта методика помогает выявитьскрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Виды кинезиологических упражнений:

– растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость);

– дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

– глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие; однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма;

– телесные движения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные(непреднамеренные) движения и мышечные зажимы. Человеку для закрепления мысли необходимо движение.

– упражнения для мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга;

– массаж – воздействует на биологически активные точки;                                                                                                                     — упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения;

Выполнение упражнений для мозга рекомендуется начинать в дошкольном возрасте 4 – 5 лет. Все упражнения хорошо проводить с использованием музыкального сопровождения. Музыка создает определенный настрой, она успокаивает и направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии. Музыкальные произведения должны быть понятны и доступны детям.

Использованные источники

  1. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. – Владивосток, 1988.
  2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М., 1999.