КИМы для проведения текущей аттестации в 9 классе по разделу «Сложносочиненные предложения»
№ 209
Лилия ТАКСЕИТОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории средней школы №171 г. Казани
Структура КИМ представляет 5 заданий первой части (тестовые задания с выбором ответа), 5 заданий второй части разрабатываются на основании текста (задания на формирование навыков смыслового чтения, с учетом оценки сформированности универсальных учебных действий).
Задания к тексту отражают 3 группы умений, указанных в критериях оценки читательской грамотности международного исследования PISA.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Часть 1
- Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!
(1) Сегодня Лёля проснулась рано. (2) Было еще совсем т..мно за окном тихо падал свет но спать больше (не) хотелось. (3) Лёля поб..жала на ц..почках через гости(н,нн)ую в комнату матери. (4) В доме было тихо даже прислуги еще (не) было видно. (5) Добежав до двери девочка ост..новилась. (6) Маменька наверное еще спит (не)хорошо ее беспокоить подумала она и поб..жала назад. (7) Навстречу Лёле шла Дуняша с самоваром. (8) Увидев ее Лёля обрад..валась. (9) Дуняша а скоро все встанут? спр..сила девочка. (10) Идите барышня к себе а то простудитесь, идите, спят еще все .
(11) Ну как же можно спать ведь сегодня будет праздник Р..ждество, – думала Леля подходя к своей комнате, – елку ведь надо уже нар..жать. (12) Девочке стало холодно и она легла в постель. (13) В комнате было тепло. (14) Вдруг Лёля увидела сторожа дядю Михея. (15) Он вн..сил в комнату огромную пушистую пахнущ… снегом и хвоей елку.
(16) Лёля обрад..валась. (17) В комнате заиграла музыка и запел хор.
(18) Вдруг игрушки ожили и стали в..дить хор..вод. (19) Под елкой девочка увид..ла огромную коро..ку. (20) Лёля вск..чила с кровати и поб..жала к подарку стала т..нуть к нему руку но подарок вдруг и..чез. (21) От обиды она заплакала и… проснулась.
(22) За окном было уже светло тихо падал снег и в доме слышались оживле(н,нн)ые голоса. (23) Лёля выбежала из комнаты и вб..жала в гости(н,нн)ую.
(24) Там дядя Михей устанавливал рождественскую елку.
(Л.Сокольский –Труханов)
- Выпишите номера сложносочиненных предложений:
Ответ: _______________________________________________________
- Укажите неверную характеристику:
1) соединительные союзы и, да (в значении и), как.., так и, ни…ни, тоже, также;
2) разделительные союзы или (иль), либо, тоже, то..то, не то.. не то, то ли… то ли;
3) противительные союзы а, но , да (в значении но), однако, зато, же
Ответ: _______________________________________________________
- Укажите предложения, где неверно расставлены знаки препинания:
1) Девочке стало холодно, и она легла в постель.
2) В комнате заиграла музыка, и запел хор.
3) Вдруг игрушки ожили, и стали водить хоровод.
Ответ: _______________________________________________________
- Укажите верную характеристику предложения 12 :
Девочке стало холодно и она легла в постель.
1) простое, распространенное, осложнено однородными членами;
2) сложное, союзное, сложносочиненное;
3) постое, нераспространенное, осложнено однородными членами;
Ответ: _______________________________________________________
Часть 2
- В каких случаях в сложносочиненном предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом запятая не ставится?
Напишите ответ. Найдите в тексте предложение на данное правило. Объясните причину отсутствия запятой перед союзом.
Ответ: _______________________________________________________
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________
- Какую роль выполняет союз и в 22 предложении?
За окном было уже светло тихо падал снег и в доме слышались оживленные голоса. Выпишите пример предложения на данное правило. Аргументируйте ответ.
Ответ: ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
- Найдите верное утверждение:
1) Лёля не хотела спать, так как было светло.
2) Дуняша обрадовалась, увидев Лёлю.
3) Елку наряжали под Рождество.
4) В гостиной установили елку и водили хоровод.
Ответ: ______________________________________________________
Прочитайте текст 2
– (1) Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос. (2) Он подумал было, что это всё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, – о, какой свет! (3) О, какая ёлка! (4) Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев! (5) Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, – но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно. – (6) Мама! (7) Мама! (8) Ах, как хорошо тут, мама! – кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. – (9) Кто вы, мальчики? (10) Кто вы, девочки? – спрашивает он, смеясь и любя их. – (11) Это Христова ёлка, – отвечают они ему. – (12) У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки… – (13) И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… (14) А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо… (15) А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… (16) Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога на Небе.
(Ф.М.Достоевский)
- Найдите и выпишите из текста 1 ключевые слова или словосочетания, где автор передает атмосферу праздника через восприятие Лёли. Через какие слова во 2 тексте Ф.М.Достоевский передает ощущения мальчика у Христа на елке? Выпишите слова или словосочетания. К какому жанру можно отнести оба рассказа?
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
- Чем похожи и чем отличаются оба текста? Напишите ответ не менее 5 предложений.
Ответ: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания
Часть 1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы | |
Задание 1 | ||
Сегодня Леля проснулась рано. Было еще совсем темно, за окном тихо падал свет, но спать больше не хотелось. Леля побежала на цыпочках через гостиную в комнату матери. В доме было тихо, даже прислуги еще не было видно. Добежав до двери, девочка остановилась. Маменька, наверное, еще спит, нехорошо ее беспокоить», – подумала она и побежала назад. Навстречу Леле шла Дуняша с самоваром. Увидев ее, Леля обрадовалась. «Дуняша, а скоро все встанут?» – спросила девочка. «Идите, барышня, к себе, а то простудитесь, идите, спят еще все».
«Ну как же можно спать, ведь сегодня будет праздник – Рождество, – думала Леля, подходя к своей комнате, — елку ведь надо уже наряжать». Девочке стало холодно, и она легла в постель. В комнате было тепло. Вдруг Леля увидела сторожа дядю Михея. Он вносил в комнату огромную, пушистую, пахнущую снегом и хвоей елку. Леля обрадовалась. В комнате заиграла музыка и запел хор. Вдруг игрушки ожили и стали водить хоровод. Под елкой девочка увидела огромную коробку. (19) Леля вскочила с кровати и побежала к подарку, стала тянуть к нему руку, но подарок вдруг исчез. От обиды она заплакала и… проснулась. За окном было уже светло, тихо падал снег, и в доме слышались оживленные голоса. Леля выбежала из комнаты и вбежала в гостиную Там дядя Михей устанавливал рождественскую елку.
|
||
К1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка | 4 | |
Допущено не более двух ошибок | 3 | |
Допущено не более трех-четырех ошибок | 2 | |
Допущено пять ошибок | 1 | |
Допущено более пяти ошибок | 0 | |
К2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка | 4 | |
Допущено не более двух ошибок | 3 | |
Допущено три ошибки | 2 | |
Допущено четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
Задание 2 | ||
Ответ: 2, 12, 17, 20, 22. |
||
К1 | Ответ дан верно | 1 |
Ответ дан неверно | 0 | |
Задание 3 |
Ответ: 2 |
К1 | Ответ дан верно | 1 |
Ответ дан неверно | 0 |
Задание 4 | |||
Ответ: 2, 3 | |||
К1 | Ответ дан верно | 1 | |
Ответ дан неверно | 0 | ||
Задание 5 | |||
Ответ: 2 | |||
К1 | Ответ дан верно | 1 | |
Ответ дан неверно | 0 | ||
Часть 2 Задание 6 |
|||
Ответ. Если в сложносочиненном предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, общее вводное слово, общее придаточное, то запятая между ними не ставится. |
|||
К1 | Ответ дан верный | 2 | |
Ответ дан частично верный | 1 | ||
Ответ неверный | 0 | ||
Ответ. В комнате заиграла музыка и запел хор. |
|||
К2 | Ответ дан верно | 1 | |
Ответ дан неверный | 0 | ||
Ответ. В сложносочиненном предложении с одиночным соединительным союзом имеется общий второстепенный член. |
|||
К3 | Ответ дан верно | 1 | |
Ответ дан неверно | 0 | ||
Задание 7
|
|||
Примерный ответ. Союз и соединяет явления, которые происходят одновременно.
|
|||
К1 | Ответ дан верно | 1 | |
Ответ дан неверно | 0 | ||
Ответ. В комнате заиграла музыка и запел хор. | |||
К2 | Ответ дан верно | 1 | |
Ответ дан неверно | 0 | ||
Ответ. В предложении союз и соединяет явления, которые происходят одновременно: заиграла музыка, запел хор. |
|||
К3 | Ответ дан верно | 1 | |
Ответ дан неверно | 0 | ||
Задание 8 |
|||
Ответ: 3 | |||
К1 | Ответ дан верно | 1 | |
Ответ дан неверно | 0 | ||
Задание 9 |
|||
Примерный ответ. Автор передает атмосферу праздника через восприятие Лёли при помощи слов и словосочетаний «проснулась рано», «спать не хотелось», «надо елку наряжать», «тихо падал снег», «в доме оживленные голоса», «устанавливали рождественскую елку» |
|||
К1 | Ответ дан верно | 2 | |
Ответ дан частично верно | 1 | ||
Ответ дан неверно | 0 | ||
Примерный ответ. «Обнял его», «о, какой свет!», «они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою», «смотрит его мама и смеется на него радостно», «здесь так хорошо» |
|||
К2 | Ответ дан верно | 2 | |
Ответ дан частично верно | 1 | ||
Ответ дан неверно | 0 | ||
Ответ. Оба текста относятся к рождественским рассказам. |
|||
К3 | Ответ дан верно | 1 | |
Ответ дан неверно | 0 | ||
Задание 10 |
|||
Примерный ответ. В предложенных текстах есть как сходство, так и отличия. Оба рассказа о елке, Рождестве. Можно также заметить, что в двух рассказах описан сон героев, на этом сходство заканчивается. Главное отличие в том, что у Лели есть родители, теплый дом, где она может встретить Рождество, а у мальчика нет ни родителей, ни дома. Леля радуется празднику, ждет подарков, чуда. Мальчик же даже не задумывается о том, что в доме может быть елка, дети получат подарки. Уснув в теплой постели, Леле во сне снятся подарки, а проснувшись, она видит, как наряжают елку. Мальчик Ф.М.Достоевского засыпает от холода и голода, так и не проснувшись. Только у Христа на елке он чувствует себя «хорошо», счастливым. |
|||
К1 | Дан правильный ответ, приведено сходство двух текстов, в ответе может быть допущен один речевой недочёт или допущена орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка |
2 |
|
Дан частично правильный ответ, приведено сходство двух текстов, в ответе могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка
ИЛИ Дан частично правильный ответ, приведено сходство двух текстов, в ответе могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок ИЛИ Дан частично правильный ответ, приведено сходство двух текстов, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан частично правильный ответ, приведено сходство двух текстов, в ответе в могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в ответе, содержащим правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок ( в их числе – только один речевой недочёт ) |
1 |
||
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок.
ИЛИ ответ неправильный |
0 |
||
К2 | Дан правильный ответ, приведено отличие двух текстов, в ответе может быть допущен один речевой недочёт или допущена орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка |
3 |
|
Дан правильный ответ, приведено отличие двух текстов, в ответе могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка
ИЛИ Дан правильный ответ, приведено отличие двух текстов, в ответе могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок ИЛИ Дан правильный ответ, приведено отличие двух текстов, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, приведено отличие двух текстов, в ответе в могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в ответе, содержащим правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) |
2 |
||
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок.
ИЛИ ответ неправильный |
0 |
||
Максимальный балл за выполнение работы – 30
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной системе | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 17 | 18 – 23 | 24 – 28 | 29 – 30 |