Химия – наука о веществах и их превращениях
(Внеклассное занятие)
Лариса ИВАНОВА, Ирина МАЧТАКОВА,
учителя начальных классов средней школы №15 г. Нижнекамска
Внеклассное занятие «Химия – наука о веществах и их превращениях» входит в состав авторского методического пособия «Химия – наука о чудесах». Пособие направлено формирование у младших школьников научных представлений о химии в повседневной жизни. Оно рекомендовано учителям начальных классов для использования на уроках окружающего мира, а также во внеурочной деятельности. Курс рассчитан на один год обучения, в количестве 18 занятий. Продолжительность занятий – 30 мин.
Цель: заинтересовать учащихся начальной школы наукой химией, вызвать стремление понимать и объяснять «удивительное».
Задачи:
– развивать внимание, аккуратность, самостоятельность;
– формировать умение слушать, вести диалог, выслушивать друг друга;
– учить работать с химическим оборудованием.
Метод проведения: рассказ, беседа на основе демонстрационных и лабораторных опытов.
Оборудование занятия: карточки с записями веществ и их химические формулы, химические стаканы- 100мл, палочки, пластмассовые бутылки, тарелки и стаканчики, ножницы, чайные ложки, надувные шары.
Реактивы: лимонная и уксусная кислота, сода, глиттеры, пигмент-краситель, вода питьевая.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | (Слайд 1)
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Они посмотрят, как вы умеете слушать и выполнять определенные действия. – Ребята, куда мы с вами попали? – Такая лаборатория называется химической. |
Учащиеся под музыку парами занимают рабочие места. Выполняют действия и занимают места.
В лабораторию, где выполняют опыты.
|
Введение в тему занятия | Учитель 2.
Учитель демонстрирует опыты: 1. Рисунок на молоке. 2. Горящая свеча. 3. Воздушный шарик в банке. – Ребята, вы уже здесь. А я и не заметила, как вы сюда попали. – «Чтобы интересный мир узнать, необходимо химию знать.» |
Учащиеся наблюдают за учителем. |
Знакомство с новым предметом
1. Знакомство с понятием вещество
2.Знакомство с молекулами.
4.Знакомство со свойствами и использованием веществ.
5.Вывод.
6.Физпауза
7. Химический опыт. |
Учитель 1. Слайды 2- 3.
– Что же такое химия? Отгадайте ребус. – Давайте разбираться вместе. – Что находится вокруг нас? – Мы живем в вещественном мире, то есть мы окружены вещами. – Все вещи из чего-то сделаны. Продолжим отгадывать ребусы.
– Что это? Из чего сделан?
– Что это? Из чего сделан? – Продолжите высказывание: Сахар, который в чай кладем, Соль, которой солим пищу, Вода, которую мы пьем, Кислород, которым дышим… Всё это… Тогда, что изучает химия? Учитель 2. Слайд 4 – Ребята, а это что перед вами? – А что это за кружочки? Рисунок в увеличенной форме. – Любой предмет состоит из маленьких частиц – молекул. Множество молекул образуют вещество. – Как расположены частицы на каждой картинке. – Это вещества твёрдые. – Что вы скажете про второй рисунок? – Это жидкие вещества. – Что скажете про третий рисунок по отношению к двум другим? – Такие вещества называются газообразными.
– Из чего состоят вещества? Назовите три состояния веществ.
Учитель 1. Ребята, где в жизни можно использовать химию? – Приготовление пищи, это тоже химические процессы. – Какие вещества человек использует при приготовлении пищи? – Чтобы пользоваться веществами, нужно знать их свойства? Посмотрим, знаете ли вы. – Поиграем в игру. Игра «Опиши предмет» Сахар, соль, вода, кислород. Это, ребята, физические свойства веществ.
Значит, что ещё изучает химия?
И это ещё не всё! Надо знать, как пользоваться веществами и, что из этого получится. Что произойдёт с молоком, если его оставить на столе? Что произойдёт с осенними листьями на следующий год? Что происходит с дровами, если их бросить в печь? Во что они превращаются? Такие изменения называются превращениями или химическими реакциями. Что же изучает химия?
Учитель 2. Слайд 5 Вы немножечко устали, А теперь все дружно встали. Игра «Верные и неверные утверждения» Выберете верное утверждение. Если верно — хлопаете, неверно — топаете. Сахар в воде растворяется и раствор становится сладким. Сахар в воде растворяется и раствор становится горьким. Соль в воде растворяется и раствор становится солёным. Соль в воде растворяется и раствор становится кислым. При нагревании вода становится горячей. При нагревании вода становится холодной.
Что мы должны провести, чтобы вода стала сладкой или солёной, горячей или холодной. |
Высказывание детей.
Химия – это наука
– Вокруг нас находятся предметы, вещи.
Дети отгадывают ребус, называют вещь и из чего сделано. Линейка – деревянная, пластмассовая, металлическая. Ручка – пластмассовая, железная, деревянная.
– Всё это вещества. – Химия – это наука, которая изучает вещества.
– Это рисунок, схема предмета или вещества.
– На первой картинке частицы плотно прилегают друг к другу. – Здесь частицы неплотно прилегают друг к другу, между ними наблюдается расстояние. – Расстояние увеличилось, движутся более свободно. – Вещества состоят из частиц (молекул). Бывают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.
– Человек использует: воду, соль, сахар, газ….
Сахар твердый, белый, сладкий; Соль твердая, белая, соленая; Вода жидкая, бесцветная, безвкусная; Кислород газ, бесцветный, без запаха.
Химия изучает свойства веществ.
Молоко прокиснет (станет кислым) Листья перегниют, изменяя окраску. Дрова горят и превращаются в пепел.
Химия – это наука о веществах и их превращениях.
Сахар в воде растворяется и становится сладким.
Соль в воде растворяется и вода становится солёной. При нагревании вода становится горячей.
Провести опыт (эксперимент) |
Практическая работа
1. Техника безопасности в химической лаборатории.
2. Опыт первый «Вулкан»
3.Опыт «Шарик»
4.Опыт «Лимонад»
|
Учитель 1. Слайд 6. Чтобы выполнить опыт, нужно соблюдать технику безопасности. Какие правила, ребята, вы можете назвать.
Учитель 2. Слайд 7. Отгадайте загадку. Я плююсь огнём и лавой, Я опасный великан, Славен я недоброй славой, А зовут меня…. Как будет называться наш первый опыт. Вы сейчас будете работать в парах. Ваша задача прочитать инструкцию на зелёном листочке, распределить между собой обязанности и выполнить опыт, сделать вывод.
Назовите вещества, которые используем в опыте. Какие слова вам непонятны, ребята? Кто может, объясните их значение.
Учитель помогает тем, кто затрудняется.
Что произошло в опыте? Какой можно сделать вывод.
Слайд 8. Отгадайте вторую загадку и догадайтесь как будет называться второй опыт. Круглый гладкий, как арбуз… Цвет — любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит он в облака. Ребята, как можно надуть шарик? Каждый из вас проделает опыт по инструкции на жёлтом листочке.
Какие вещества нам нужны для выполнения. Учитель следит за выполнением опыта.
Как нам удалось надуть шарик?
Слайд 9. Отгадайте третью загадку: Кто напиток этот знает, Тот названье отгадает. Я зову его шипучка- И ещё вода – колючка. – Хватит ли нам полученных знаний для приготовления лимонада?
Какие ещё вещества необходимы кроме соды и лимонной кислоты? – Возьмите прозрачный стаканчик, добавьте в него кусочек сахара, налейте воды чуть больше половины стакана, размешайте. Напиток готов к употреблению. – Молодцы, ребята, со всеми опытами справились. |
1. Нельзя пробовать вещества на вкус, смешивать незнакомые вещества. 2. Прежде чем осуществить опыт внимательно изучите инструкцию и этапы проведения опыта. 3. Опасные опыты, например, с огнем можно проводить только в присутствии взрослого.
Один ученик загадывает загадку, а другие отгадывают. Вулкан.
Учащиеся читают инструкцию на зеленом листочке. 1 уч. выполняет 1 и 3 пункт, 2 уч. -2 и 4. Вместе делают вывод. Инструкция опыта «Вулкан» 1. Слепи вулкан из космического песка. 2. Добавь в 50 мл воды пигмент и тщательно перемешай. 3. Насыпь в вулкан соду, лимонную кислоту и глиттеры. Перемешай. 4. Аккуратно наливай жидкость в вулкан. 5. Понаблюдай что произошло и сделай вывод. Сода, лимонная кислота, пигмент, глиттеры, вода. Пигмент – это химическое соединение, которое изменяет цвет окрашиваемого вещества.(Краситель) Гли́ттер (англ. glitter «блестеть, сверкать») — разноцветные декоративные, мелко нарубленные и рассыпчатые блёстки. Учащиеся выполняют опыт. При присоединении соды и лимонной кислоты происходит химическая реакция с выделением углекислого газа (множественные пузырьки).
Один ученик загадывает загадку, а другие отгадывают. Воздушный шарик.
При помощи рта или газом. Инструкция опыта «Шарик» 1. В бутылку налей 100 мл уксуса. 2. В воздушный шарик добавь 2 чайные ложки соды. 3. Надень шарик на горлышко бутылки, переверните его так, чтобы содержимое шарика высыпалось в уксус. 4. Наблюдай, что произошло. 5. Сделай вывод. Уксус, сода, краситель. Учащиеся берут вещества и выполняют опыт. При присоединении соды и уксуса происходит химическая реакция с выделением углекислого газа (множественные пузырьки), газ поднимается вверх и шарик надувается.
Лимонад. – Да хватит, т.к. при реакции соды и лимонной кислоты образуется множество пузырьков, раствор шипит. Вода, сахар.
Учащиеся выполняют действия, пробуют. |
Подведение итогов
|
Учитель 1. Слайды 10 – 11.
– Ребята, что вы узнали сегодня на занятии?
– С каким настроением вы уходите с занятия? Покажите.
Восхищение, разочарование. – Спасибо, ребята за занятие, до новых встреч. |
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Выбирают настроение и показывают.
|