Химический эксперимент на уроках химии
№169
Екатерина КОСОВА,
учитель химии I квалификационной категории средней школы №137 г. Казани
Важнейшая задача современной школы – это сочетание обучения, воспитания и развития. Значительный вклад в решение этой задачи вносит химия – учебный предмет средней школы. В преподавании химии, кроме теории, большую роль играет химический эксперимент – специфический метод обучения, который непосредственно знакомит учащихся с химическими явлениями, одновременно развивая их познавательную деятельность. В условиях современных требований к развивающему обучению химический эксперимент является не иллюстративной частью, а средством познания. Именно такое обучение формирует навыки учебной деятельности, влияя на умственное развитие и интенсификацию практической деятельности.
В условиях развивающего обучения и введения ФГОС возникла необходимость поиска путей совершенствования химического эксперимента, что осуществляется посредством продуманной умственной и практической деятельности учащихся.
Повышение эффективности школьного эксперимента предполагает:
– активное включение эксперимента в установление новых факторов, формирование химических понятий, нахождение зависимости и закономерностей химических явлений;
– определение сложности в освоении теоретических знаний и коррекцию экспериментальных умений и навыков, полученных ранее;
–формирование обобщенных знаний и общих экспериментальных умений, усвоение правил работы в лаборатории в группах и индивидуально;
– развитие исследовательских умений и навыков, связанных с анализом и синтезом веществ, а также освоение доступных методов исследования в условиях школьной лаборатории.
В настоящее время при принятии ФГОС обучение представляет собой динамическую систему, где школьный химический эксперимент выполняет следующие функции: эвристическую, корректирующую, обобщающую и исследовательскую.
Осуществление этих функций в значительной мере стимулирует развитие учебной деятельности учащихся.
Эвристическая функция школьной деятельности связана с установлением новых фактов. Например, в VIII классе учащиеся добавляют индикатор фенолфталеин в пробирки с кислотой и щелочью, где в щелочном растворе появляется малиновая окраска. Это установление факта на основе опыта.
Корректирующая функция эксперимента позволяет преодолеть сомнения и трудности в освоении теоретических знаний. Например, при изучении кислотных оксидов определяется, что оксиды серы и углерода с водой образуют кислоты, и учащиеся полагают, что это общая закономерность, однако это не так. Для исправления проводится опыт взаимодействия оксида кремния с водой, где взаимодействия нет, что фиксируется в тетрадях.
Обобщающая функция эксперимента связана с выработкой предпосылок для обобщения фактов и определения выводов. Например, наблюдается опыт по электропроводности растворов кислот, щелочей и солей, учащиеся находят общее свойство их водных растворов – электропроводность.
В общении на базе эксперимента необходима не только определенная сумма знаний, но и формирование общих правил работы в лаборатории: это умение обращения с простейшим лабораторным оборудованием, проведение фильтрования, отстаивания, обращение к кислотами и щелочами.
Исследовательская функция эксперимента обеспечивает самый высокий уровень развивающего обучения школьников, что связано с развитием исследовательских умений и навыков по анализу и синтезу веществ. Например, в XI классе по теме «Волокна» проводится исследовательская работа, где опытным путем, через проведение ряда экспериментов определяется вид выданных волокон.
Использование химического эксперимента в системе школьного обучения ставит ряд проблем дальнейшего повышения его эффективности.