Казань театральная

(Музыкально – литературный вечер)

Гульнара АХМЕТОВА,

музыкальный руководитель детского сада №75 г.Казани

Задачи: дать  детям  представление  о  театрах  Казани.  Обогатить  знания  об    опере,  балете,  оркестре.  Закрепить  знания  детей  о  театральном   искусстве,  правилах  поведения  в  общественных  местах.  Воспитывать    любовь  к  музыке,  искусству.

Словарная  работа:  симфонический оркестр, дирижёр, консерватория премьера,  аплодисменты.

Материалы:  фото  с  изображением  театров  нашего  города,  макет театра

им. Г. Камала,  музыкальная  шкатулка,  кроссворд,  детские  музыкальные

инструменты.

Предварительная  работа:  беседы  о  композиторах,  опере,  балете,  видах

оркестра,  чтение  книги  Н. Евреинова  «Что  такое  театр?»,  слушание    от —           рывков  из  произведений П. Чайковского,  Ф. Яруллина,  Н. Римского-Кор-сакова,  инсценирование   сказок,  разучивание  стихов  о    музыке.

Оформление  зала:  на  центральной  сцене  изображение  видов  Казани,

театра  оперы  и  балета,  нотный  стан  с  нотами  (картон).

Ход

(Звучит   классическая  музыка.  Дети  входят  в  зал,  садятся.) 

 Музыкальный  руководитель. Дорогие  друзья!  Сегодня  на  нашем  вечере в  музыкальной  гостиной мы поговорим  о  театре. Знаете  ли  вы  что  такое  театр? (ответы  детей)

 Слово  «театр»  произошло  от  греческого  слова  «театрон»   означает

 «зрелище». (Показывает  на  центральную  стену,  на которой «весёлые  нотки»). А  вот  эти  «весёлые  нотки»  помогут  нам  больше  узнать о  театре.  В  каждой  нотке  «спрятался» вопрос. Давайте  все  вместе  найдём  ответ.

                                       Вопросы  в  нотах.

1-я  нота.
  Что  делают  в  театре  зрители?  (смотрят  спектакли)

  2-я  нота.  Кто  участвует  в  спектакле?  (артисты)

  3-я  нота.  Кто  распределяет  роли  между  артистами?  (режиссёр)

  4-я  нота.  Кто  шьёт  для  артистов  костюмы?  (костюмер)

  5-я  нота.  Кто  рисует  декорации?  (художник-декоратор)

  6-я  нота.  Как  называется  первое  представление  спектакля  (премьера)

  7-я  нота.  Как  надо  вести  себя  в  театре?  (соблюдать  тишину,  вовремя 

приходить  на  спектакль,  не  уходить  до  конца  спектакля)

 (Дети   поочерёдно  бегут  к  центральной  стене  и  берут  по одной «ноте»,  отвечают  на  вопрос.)

Музыкальный  руководитель. А  сейчас  я  вас  приглашаю  на  экскурсию  в  театры  нашего  города.

На   площади   Свободы  располагается  театр  оперы  и  балета  им. Мусы Джа-лиля  (показ  фото).  В  честь  кого  назван  театр?  (ответы  детей). Верно.  В    честь   татарского  поэта-героя  М. Джалиля.  Первое  здание  театра  было    построено  100  с  лишним  лет  тому  назад  и  было  деревянным.  Но  это   здание  во  время  большого  пожара  в  городе  сгорело,  и  на его  месте   было  построено  новое,  каменное – новый  театр,  который  мы  с  вами  сейчас знаем.

Здание  театра  оперы  и  балета  красиво  не  только  снаружи.   Внутрен-нее оформление   театра  вызывает  восхищение:  красивые  большие  залы,  хрустальные  люстры,  переливающиеся  огнями,  удобные  кресла,  сцена  с  прекрасными  декорациями  и  красивым  занавесом.  На  этой  сцене танцу-ют  и  поют  лучшие  артисты  республики  (показ  иллюстраций). Какие   па-мятники   стоят   по   бокам   театра?  (Пушкина,  Тукая).  Кто  они? (поэты).  Какие  произведения  этих  авторов   вы  знаете? (дети  перечисляют.)  Их  произведения  в  музыкальном  оформлении  не сходят со  сцены  театра.

 Какие  композиторы  писали   музыку  к  сказкам?  (П. Чайковский,  Римский-Корсаков,  Ф. Яруллин, Э. Бакиров.)  Сейчас  я  предлагаю   послу-шать  фрагменты  музыкальных  произведений,  вспомнить их   названия,  автора,  а  затем  найти  соответствующую  иллюстрацию  к  сказке. (Звучат  отрывки  из  оперы  Н. Римского-Корсакова  «Царь- Салтан», балета  Ф. Яруллина  «Шурале», балета  П. Чайковского   «Щелкунчик». Дети  находят  соответствующую  репродукцию,  называют   музыкальные  произведения  и  автора.).

Входит  Фея  Музыки.  В  руках  у  неё  музыкальная  шкатулка.  Из неё

доносится  мелодия.

  Фея: Я  Фея  Музыки,  друзья,

         Меня,  надеюсь,  вы  узнали

         Все  эти  годы  день  за  днём

         Я  появляюсь  в  это  зале.

         Чайковский,  Глинка,  Шуберт,  Моцарт,

          Ваш  слух  всечасно  услаждали.

Музыкальный  руководитель. Да,  наши  дети  очень  любят  музыку,  любят  петь,  танцевать  и  даже  знают  о  музыке  стихи.  Давайте  их  расскажем.

(Дети  читают  стихи.)

                                       И  от грусти  и  от  скуки

                                       Могут  вылечить  нас  всех

                                       Озорных  мелодий  звуки,

                                       Песни,  пляски,  шутки,  смех.

                                       Золотой  волшебной  рыбкой

                                       Может  музыка  блеснуть

                                       И  по-дружески  с  улыбкой

                                       Вдруг  в  глаза  нам  заглянуть.

                                       Может  песней-полусказкой

                                       Нас шутя  развеселить

                                       И  рассыпаться  вдруг  пляской

                                       В  хороводе  закружить!

В. Семерин

                             Музыка  всюду  живёт.

                                       Ветер  чуть  слышно  поёт,

                                       Липы  вздыхают  у  сада…

                                       Чуткая  музыка  всюду  живёт

                                       В шелесте  трав,

                                       В шуме  дубрав,

                                       Только  прислушаться  надо.

                                       Звонко  струится  ручей,

                                       Падает  гром  с  небосвода –

                                       Это  мелодией  вечной  своей

                                       Мир  наполняет  природа!

                                       Тихие  слёзы  свои

                                       Ива  роняет  у  брода…

                                       Только  приветствуют  ночь  соловьи.

                                       Звоном   ветвей,

                                       Песней  дождей,

                                       Мир  наполняет  природа.

                                       Птицы  встречают  восход,

                                       Ласточка  солнышку  рада!

                                       Чуткая  музыка  всюду  живёт,

                                       Только  прислушаться  надо!

   Фея: Какие  замечательные  стихи! (обращает  внимание  детей  на  музы-

    кальную  шкатулку)

                                       Шкатулка  музыкальная,

                                       Наш  старый,  добрый  друг –

                                       Мелодию  хрустальную

                                       Рассыпала  вокруг.

                                       Шкатулка  наша  тайнами

                                       И  песнями  полна,

                                       Секреты  музыкальные

                                       Откроет  нам  она.

                                       Ты,  шкатулка,   открывайся,

                                       Открывайся   поскорей.

                                       Музыкальные  сюрпризы

                                       Подари  для  всех  друзей!

  (открывает  шкатулку,  показывает  кроссворд)

 Этот  кроссворд  поможет  мне  убедиться  в  том,  хорошо  ли  вы знаете

 музыку. Вам   нужно  заполнить  горизонтальные  строки. Последнюю

 букву каждого  слова  нужно  выделить  красным  цветом.

  В последней  вертикальной  строке  появится  знакомое  вам слово.

Б

А

Л

Е

Т

Ш

У

Р

А

Л

Е

О

П

Е

Р

А

А

Р

Т

И

С

Т

О

Р

К

Е

С

Т

Р

 Вопросы  к  кроссворду

По  горизонтали:

  1. Театральный  спектакль, в  котором  герои  не  говорят, а танцуют  под  музыку  (балет)
  2. Сказочный  персонаж  из  произведения  Г.Тукая  (Шурале)
  3. Театральный  спектакль,  в  котором  герои  не  говорят, а поют (опера)
  4. Человек,  выступающий  перед  зрителями  на  сцене  (артист)
  5. Группа  музыкантов  совместно  исполняющих  музыку на различных инструментах (оркестр)

Ведущий  предлагает  всем  обратить  внимание  на  разгаданный  крос-  сворд  и  прочитать  слово,  составленное  из  красных  букв  ( по  верти- кали). Все  читают  слово  «театр».

Фея: В  музыкальной  шкатулке  спрятались  вопросы. Я  думаю,  вы  легко сможете  на  них  ответить.

Вопросы: Правильно  ли  это?

  1. Ходить  в  театр,  в  спортивном  костюме? (нет)
  2. Сидя в зрительном зале театра, разглядывать окружающих в театраль-ный  бинокль? (нет)
  3. В  зрительном  зале  театра  проходить  по  ряду  к  своему месту лицом к  сидящим? (да)
  4. Бежать  в  гардероб  во  время  того,  как  артисты  кланяются  публике? (нет)
  5. Аплодировать  во  время  спектакля? (нет)

Музыкальный  руководитель. В  последней  горизонтальной  строке  кроссворда  пряталось   слово

     «оркестр». Оркестровая  музыка  звучит  не  только  в  театре  оперы  и ба-

     лете,  она  звучит  и  в  Концертном  зале  Казанской  Государственной

     консерватории,  здание  которой  расположено  рядом  со  зданием  театра

     оперы  и балета  (показ  фото). На  сцене  концертного  зала  консервато-

     рии  выступает  симфонический  оркестр  республики Татарстан,   извест-

     ные  российские  и   зарубежные  исполнители. Звучит музыка  и  наших

     татарских  композиторов: Н. Жиганова, С. Сайдашева  и  др.

Девочка: Вместе  с  музыкой  хорошей

                 К  нам  приходит  волшебство.

                 Осторожней,  осторожней,

                 Не  спугнуть  бы  нам  его.

(девочки  исполняют  танец  с  цветами  под   музыку  «Вальса» С.Сайдашева)

Музыкальный  руководитель. Прозвучал  «Вальс» С.Сайдашева  в  исполнении  симфонического  оркестра. А  какие  ещё  бывают  оркестры? (духовые,  шумовые, народных инструментов).  Кто  руководит  оркестром? (дирижёр).

Выходит  мальчик  с  дирижёрской  палочкой.

Мальчик: Треугольник  есть  и  ложки,

                  Бубны,   палочки,   гармошки,

                  Если  все  их  сразу  взять

Дружно  вместе  заиграть…

Буду  я  тут  дирижёром

Кто  же  вы?

Ответьте  хором!

Дети: Оркестр! (берут  детские  музыкальные  инструменты)

Дети  исполняют  русскую  народную  мелодию  на  усмотрение  муз. рук-ля.

Фея: Музыканты  заслужили  аплодисменты! А  вы  знаете,  когда  принято аплодировать  в  театре? (ответы  детей). Верно,  в  театре  принято  аплодировать:

  1. После  поднятия  занавеса,  как  одобрение  декораций  и  восхищение  работой  художника  и  постановщика.
  2. При  выходе  популярного  артиста  в  знак  признания  его  таланта.
  3. После  наиболее  сложных  и  мастерски  исполненных  арий  и  сольных  номеров  в  оперном  театре.
  4. После  завершения  акта,  пьесы  в  целом,   отдельного  номера  кон-церта  и  всего  концерта.
  5. Певцу,  выразившему  по  просьбе  зрителей  готовность  исполнить

понравившийся  номер  представления.

Фея: Друзья! В  искусстве  музыкальном

         Вы  преуспели,  нет  сомненья

         Прощайте  же! Я  удаляюсь

         В  отличном  настроении! (уходит)

Неожиданно  из- за  ширмы  появляется  кукольный  персонаж

(на  усмотрение  музыкального руководителя)

Кукла: Здравствуйте!  Я  слышал,  что  вы  сегодня  говорили  о  театре,  а вот  о  моём  даже  и  не  вспомнили.  Отгадайте,  из  какого  я  театра?

(ответы).  Верно,  из  Татарского  Государственного  театра  кукол «Экият».  Кто  был  в нашем  театре?  Какие  сказки  смотрели?  На сцене нашего  театра       вы  можете  увидеть  такие  спектакли, как  «Царевна-лягушка»,  «Сказка  о двух  монетах»  и  многие  другие.  Спектакли  нашего  театра  являются  участниками  международного  фестиваля    театров  кукол.  Приходите  к  нам  театр! И  мы приедем  к  вам  в   детский сад  с  новой  сказкой.  До  свидания! (скрывается  за ширмой).

Музыкальный  руководитель. Кроме  театров,  о  которых  шла  речь  в  нашей  музыкальной  гостиной, в  городе  Казани  существуют,  конечно  же,  и  другие  театры.  Это и  драматический  театр  им. Качалова,  расположенный  на  ул. Баумана, и   Татарский  театр  им. Тинчурина  на  ул. К. Маркса, Татарский  Госу-дарственный   академический  театр  им. Г. Камала,   расположенный  на берегу  озера  Кабан (показ  макета), ТЮЗ  на   ул. Островского. Спектакли в  драматическом  театре  отличаются  от  спектаклей  в  театре  оперы  и  балета.  Чем?  (ответы детей).  Да,   здесь  артисты  говорят.  Но музыка     присутствует  и  в  этих  спектаклях  тоже. В  нашем  Кировском районе   также  есть  театр  юного зрителя, он  располагается  в  здании бывшего   Алафузовского  театра  (показ фото). Артисты  этого  театра часто  бывают  гостями  нашего   детского  сада. Мы  смотрели  такие  их спектакли,  как  «Ёж и лиса», «Вредная  авария»,  «Сказка  о  белом  мышонке».  Сейчас  я  предлагаю  и  вам  стать  ненадолго   артистами и разыграть  спектакль.

(Инсценировка отрывка из сказки Г. Тукая «Шурале»)

Музыкальный  руководитель. Вот и подошел к концу наш музыкальный вечер. Я уверена, что он не оставил вас равнодушными. Может быть, кто-то из вас в будущем станет знаменитым музыкантом, композитором или артистом. До новых встреч!