Какой он – культурный человек?

(Этическая беседа в подготовительной к школе группе)

Светлана МУХАМАДИЕВА,

воспитатель, I квалификационной категории детского сада №12 г. Азнакаево 

Задачи:

– формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;

– закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни; – учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки;

– побуждать к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки;

– формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений;

– развивать коммуникативные навыки; мышление, память;

– воспитывать нравственные качества вежливость, честность, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.

Предварительная работа: беседы: «Всегда будь вежливым», «Наши добрые дела». Чтение художественных произведений В. Осеевой «Волшебное слово», «Почему?». Обсуждение правил вежливости. Заучивание пословиц о честности, вежливости.

Материал и оборудование: аудиозапись песни «Улыбка», мяч, лист ватмана, картинки-схемы, клеящий карандаш.

Ход занятия

(Звучит аудиозапись песни «Улыбка». Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики.)

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами будем беседовать о культуре поведения. Скажите пожалуйста, как вы понимаете выражение «культурный человек»?

Дети. Это человек, который не ругается, уступает другому, не кричит, не перебивает взрослых, говорит вежливые слова, не обманывает.

Воспитатель. Скажите мне пожалуйста, кого из детей в нашей группе можно назвать культурным человеком и почему? (Дети высказывают свое мнение.)

-Я очень рада, что у нас в группе много культурных детей, которые умеют дружелюбно относится к окружающим. Недавно мы с вами прочитали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», давайте с вами вспомним, каким был Павлик в начале рассказа? Как разговаривал с окружающими? (Кричал, плакал, ссорился, сжимал кулаки, сопел от обиды).

-Каким предстал перед нами Павлик? Понравился он вам? Как к нему относились окружающие его люди? (Высказывания детей).

-Павлик навсегда остался таким невоспитанным мальчиком? Кто ему помог исправится и как? (Ответы детей).

-Правильно, вежливые слова надо говорить тихим голосом и глядеть прямо в глаза тому с кем говоришь. Как вы думаете можно назвать старичка волшебником? Почему? (Ответы детей).

-Молодцы! Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливым, добрее относится к близким людям.

-Дети, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови вежливое слово» (Дети встают в круг воспитатель с мячом в центре круга. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок называет вежливое слово и бросает мяч воспитателю)

-Какие вежливые слова нужно говорить при встрече?
(Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет).
-Какие вежливые слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой? (Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите).

-Какие вежливые слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (Простите, извините, прошу прощения).

-Какие вежливые слова мы произносим, когда уходим? (До свидания, прощай, до встречи, пока, всего доброго, счастливо оставаться, всего хорошего).

-Молодцы! Вы очень вежливые люди, но как вы думаете для того, чтобы быть культурным человеком достаточно быть только вежливым? Каким качеством нужно обладать еще? (Не обманывать взрослых и друзей, если что-то пообещал надо сделать).

-Правильно. Для того, чтобы быть культурным человеком нужно быть еще честным и правдивым. Вспомните, какой рассказ В. Осеевой учит нас этим качествам? (Рассказ «Почему?»).

-Какой поступок совершил мальчик? (Ответы детей).

-По каким признакам мама узнала, что сын ее обманывает? И как она поступила? (У мальчика дрожали коленки, он «прятал» свои глаза, тихонько скатился со стула, сказал, что чашку разбил Бум).

-Дети, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так мучило? (Ему было стыдно, что из-за него мама наказала Бума, его мучила совесть).

-Правильно. Совесть не давала ему покоя, она ему подсказывала как надо правильно поступать. Скажите, изменилось ваше отношение к главному герою? Что теперь можете вы о нем сказать? (Он поступил честно, рассказав правду, он смелый).

-Для того чтобы быть культурным человеком не достаточно быть только вежливым, нужно быть еще честным, правдивым, и смелым.

Давайте с вами вспомним пословицы о честности и вежливости. (Дети по очереди говорят пословицы)

-В ком правды нет. В том добра мало.

-Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.

-Правда в воде не тонет, в огне не горит.

-Требуя вежливости от других, будь сам вежлив.

-Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится.

-От ласкового слова язык не отсохнет.

-А сейчас я вам предлагаю вместе со мной оформить стенгазету «Правила поведения культурного человека в группе». У меня на столе лежат картинки-схемы, вы должны взять картинку-схему назвать правило изображенное на ней и приклеить с моей помощью на ватман.
(Дети по одному выходят и называют правило соответствующее картинки-схемы)

-В группе нельзя кричать.

-Нельзя драться с друзьями.

-Нужно играть в спокойные игры.

-Не перебивать взрослых.

-Не обижать младших.

-Помогать друг другу.

-У нас получилась замечательная стенгазета. Мы ее повесим в группе и будем соблюдать правила.