Какие слова являются однокоренными?
(Урок русского языка в 3 классе)
Вилиана БУЛАТОВА,
учитель начальных классов многопрофильного лицея №187 г. Казани
Тип урока: изучение нового материала
УМК: Школа России.
Цель: работа над понятием однокоренные слова.
Планируемые результаты:
Предметные: узнать, что такое однокоренные слова, их признаки; уметь находить однокоренные слова.
Регулятивные УУД: формировать умение концентрировать внимание; закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.
Познавательные УУД: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать умение работать в паре, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: способствовать формированию познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Ход урока
- I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте! Ребята, проверьте, все ли готово у вас к нашему уроку?
– Присаживаемся, и я напоминаю вам о правилах поведения на уроке: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
– А начнём наш урок с того, что откроем свои тетради и запишем сегодняшнее число.
– В чистописании пропишем букву Кк (заглавную и строчную).
- II. Актуализация знаний
Словарная работа.
Учитель. А чтобы записать словарные слова, вам надо отгадать загадки. Отгадки записать в тетрадь. Первое слово с большой буквы, далее с маленькой буквы через запятую. Загадки на экране.
Карандаш, молоко, огурец, пшеница, пенал, медведь. (Ударение, орфограммы). Один ученик у доски.
Взаимопроверка. (Проверка на экране.)
– Что вы можете сказать о словах? (Словарные слова, написание этих слов нельзя проверить.)
– Теперь, ребята, внимательно слушайте инструкцию и подчеркивайте только те буквы, о которых я буду говорить и назовите получившееся слово (Самостоятельно, коллективная проверка.)
Из первого слова – первую букву,
из второго слова –вторую букву,
из третьего слова – четвертую букву,
из четвертого слова – третью букву,
из пятого слова – третью букву,
из шестого слова – последнюю букву.
Учитель. Какое слово получилось? (Корень)
III. Самоопределение к деятельности и работа по теме урока
Учитель. Ребята, что такое корень? (Ответы детей.)
– Сформулируйте тему урока. (Корень. Однокоренные слова.)
– Исходя из темы урока, какую цель мы можем поставить? (Научиться находить и выделять корень в словах.)
– И так, ребята, какие слова называются однокоренными?
– Для того, чтобы узнать какие же слова являются однокоренными, давайте откроем учебник стр. 61 упр. 107, прочитаем правило сами. (Читает каждый сам.)
– А теперь вслух нам прочитает правило. (Один ученик читает вслух и объясняет, какие слова называются однокоренными.)
Вывод (еще раз проговаривает учитель). Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Учитель. Давайте убедимся в нашем выводе, выполняем упр. 108.
– Нам нужно списать предложение, в однокоренных словах выделить корень. Один ученик у доски, остальные пишут в тетради, далее мы все вместе проверим. (Коллективная проверка.)
Ученик (прочитает). Грибы сошли, но крепко пахнет. В оврагах сыростью грибной.
Учитель. Ребята, о чем говорится в данном предложении? (Ответы детей.)
– Давайте посмотрим, правильно ли выполнил работу,..? В каких словах выделил корень?
– Правильно, это слова грибы, грибной. А какие еще однокоренные слова можно подобрать? (Грибник, грибница, грибок, грибовидный.) Молодцы, как много однокоренных слов вы подобрали.
– Вы наверно ходите в лес с родителями, собираете грибы. А знаете ли вы, что не все грибы являются съедобными. В лесу очень много хитрых ложных грибов.
Ложные и съедобные грибы (опята, лисички, белые). (Учитель показывает на слайде и рассказывает. Учащиеся делают вывод.)
Динамическая пауза
- IV. Первичное усвоение новых знаний
Учитель. Продолжим работу. Сейчас нам предстоит выявить чужака.
Я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте, затем вам нужно найти однокоренные слова, выделить в них корень. (Учитель читает, затем слушает варианты детей, находят «чужака».)
Чужак
«Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась.
Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?»
– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)
– Почему гости не сразу приметили чужака? (У родственников Воды и у Водителя была общая часть.)
– Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водитель, водит, проводник.)
– Составьте список родственников Воды. (Подводник, Водица, Водолаз, Водопад, Водомерка, Водоросли, Водичка, Водяной.)
(Работают самостоятельно, проверка коллективная.)
- V. Первичное закрепление
Учитель. А сейчас приготовьтесь, я вам раздам листочки. Выполняем в парах, а потом мы все проверим. Я вам даю 5 минут на эту работу. (Запустить таймер, правильный ответ вывести на доску.)
- Найдите лишнее слова, а в остальных родственных словах выделите корень. (Правильные ответы вывести на экран.)
1) белила, белый, белка, белить. А почему слово белка лишнее?
2) водяной, вода, водить, водичка. Почему это слово лишнее?
3) часовщик, часовой, часть, часики. Почему лишнее?
- Допиши к данным словам однокоренные слова разных частей речи. (Проверка вслух.)
Лень – … (ленивый, лениться)
День – … (дневной, денек, ежедневник)
Сила – (силач, сильный)
- VI. Самостоятельная работа. Проверка
(Обменяться тетрадями. (вывести на экран)
У нас есть лес, сад и цвет.
Учитель. Вам нужно найти однокоренные слова и выделить в них корень.
|
VII. Итог урока
Учитель. Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.)
– Почему слова с одинаковым корнем не всегда являются однокоренными? (Разное значение.)
VIII. Рефлексия
– Я узнал…
– Меня удивило…
– Мне бы хотелось узнать…