Какие личностные качества ученика формируются при изучении технологии с использованием ИКТ?
Надежда КОЗЛОВА,
учитель технологии средней школы №2 пгт. Актюбинский Азнакаевского района
Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
– информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
– коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
-самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
– самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Применение и использование ИКТ на уроках технологии усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, что способствует повышению качества образования.
Использование ИКТ на уроках технологии позволяет мне: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным; эффективно решать проблему наглядности обучения, помогают проводить тестирование или виртуально сопровождать практическую работу. Я использую ИКТ на разных этапах урока: при объяснении нового материала и при закреплении, при повторении и на этапе контроля и рефлексии. Беседа посредством ИКТ активизирует память и речь. Физкультминутки и динамические паузы также выигрывают при использовании ИКТ.
Урок-экскурсия
С помощью Интернет-технологий можно виртуально посетить музей, выставку декоративно-прикладного творчества. При проведении таких уроков можно использовать также готовые ЦОР.
Например, изучение в 5 классе темы «Декоративно-прикладное творчество» можно продемонстрировать видеоролик. В рамках межпредметных связей с МХК и ИЗО использовать видеоряд «Картины из Третьяковской галереи» при изучении темы «Виды одежды». А также по темам «Мода», «Одежда и быт разных народов» использовать энциклопедию «Кирилла и Мефодия» по истории.
Урок по решению технологических задач
Эти занятия посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий; составлению чертежей и эскизов; планированию технологических процессов и разработка инструкционных карт. Например, при изучении темы «Конструирование прямой юбки» целесообразно использовать презентацию «Построение чертежа прямой юбки» с анимационными эффектами. Учащиеся наглядно представляют последовательность выполнения чертежа; повышается эстетическое качество рисунка. Можно вернуться к началу построения чертежа для акцентирования внимания, на трудных для усвоения моментах. При изучении темы «Моделирование юбки» учащиеся приобретают навыки технического моделирования с помощью презентации, что позволяет более наглядно продемонстрировать процесс моделирования; показать изделия, сшитые по этим моделям и сэкономить время урока для практической работы учащихся.
Урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Разрабатывая данные уроки необходимо учитывать особенности конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.