Какие игрушки нужны детям в возрасте 2 – 3 года?
№ 105
(Консультация для родителей)
Солтания АХАТОВА,
воспитатель детского сада №62 «Весняночка» г. Наб. Челны
Третий год жизни ребенка знаменуется зарождением, началом игры. Игра не может возникнуть сама по себе. Необходима помощь умеющих играть, родителей или старших детей, тех, кто передаст малышу основы этого важного занятия. Поэтому от вашего непосредственного участия, от совместной игры с ребенком зависит то, насколько полной, творческой будет его игра.
Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. В младшем дошкольном возрасте игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых с ребенком. Игры – это сюжетно- ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические.
Важным средством формирования игровых умений у детей и руководство совместными детскими играми является игровой материал – игрушки.
Игрушки должны доставлять ребенку удовольствие не только тогда, когда он их рассматривает. Но и когда ощупывает, трогает, передвигает. Материал должен быть мягким, теплым, без раздражающих кожу ребенка жестких и колючих складок. Когда у малыша много одинаковых игрушек (например, кукол, отличающихся лишь размерами, машин разных марок), ограничивается его игровой опыт, интересы, а следовательно, и развитие. Следует постепенно ненавязчиво вводить в игру новый игровой материал, принимать участие в совместной с ребенком игре. Обязательно обращать внимание ребенка на особенности новой игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их обилие. Достаточно иметь 2 – 3 игрушки одного вида. Купив новую игрушку, обращайте внимание ребенка не только на их новизну, привлекательность, стоимость. Покажите ребенку, как с ней можно играть, подскажите, как ее использовать в сочетании с другими игрушками. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить у малыша, для каких игр понадобиться ему новая игрушка.
Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Особенно важны сюжетно- образные игрушки: куклы, мишки, и другие животные, Чебурашка, Буратино и.т.п. Игрушки младшего дошкольника должны находиться в поле зрения. Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из-за того, что наигравшись ваш ребенок отказывается убирать их. Возможно, у вашего ребенка есть какая-то любимая игрушка – любимая кукла или зверушка, которую он предпочитает в своих играх. В этих случаях не нужно принуждать его к играм с другой, даже более подходящей ему по возрасту игрушкой.
Сюжетно-ролевые игрушки
Кукла используется в большинстве игр дошкольников, помогает детям полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности. Часто выступает в роли незаменимого партнера. Это могут быть разного размера куклы, изображающие детей и взрослых. Наиболее удобны для игр куклы размером от 12 до 55см. Количество кукол на группу обычно планируется из расчета одна кукла на двоих детей. В младшей группе целесообразно иметь не менее пяти комплектов сменной летней и зимней одежды для кукол размером 40 – 55 см, чтобы малышам удобно было с ними играть: кукла- голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками), маленькие «пупсики» в разных позах.
Развитие игр с куклами во многом зависит от наличия у детей игрушек, отражающих мир окружающих их вещей:
– комплект мебели для игры с куклами –это стол, стулья, кроватка, шкаф для одежды и посуды, коляски, телефон, часы, посуда и.т.д.;
– посуда: чайная, столовая, кухонная из пластмассы (2 – 3 набора каждого вида);
– предметы гигиены для кукол (расчески, зубные щетки, мыло и.т.д);
– «продукты питания» – наборы овощей и фруктов;
– игрушечные животные – маленьких и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью;
– транспортные игрушки. Используется крупные пластмассовые: грузовики, самосвалы, паровоз с вагонами;
– игровые строительные наборы используется детьми в сюжетно- ролевых играх;
– дидактические игрушки и игры подводят детей к активной игровой деятельности, т.е. играя, ребенок производит различные действия: рассматривает, ощупывает, сравнивает по цвету, форме, величине, разбирает на части, делает простейшие обобщения;
– народные дидактические игрушки – они отличаются простотой, яркостью, гармоничным сочетанием формы и цвета, в них заложен принцип самоконтроля. Из дерева шары, матрешки, башенки из колец нанизывающихся на гладкий стержень. Они помогают детям решать и развивать у детей умения действовать с предметами, различать и называть цвета, подбирать их по цвету, форме, величине;
– пирамида из 4 – 5 колец (в 1-й младшей группе) дается детям с целью научить действиям с предметами;
– мозаика – плоская геометрическая крупная состоит из разноцветных квадратов, прямоугольников, треугольников, ромбов, кругов, окрашенных в основные цвета (в 1-й младшей группе 2 – 3 набора);
– матрешки, кубики, простейшие конструкторы (деревянный и пластмассовый);
– игрушки-забавы (заводные игрушки);
– музыкальные игрушки (образные игрушки со звучащими кнопками, металлофон, дудочка, барабан, бубен, пианино, колокольчик и др.;
– игрушки-орудия (совочки, лопаточки, молоточки, грабли и.т.д; черпачки, сачки и формочки для игр с песком и водой, снегом), мячи.