Как рукоделие во время ВОВ спасло много жизней
Как рукоделие во время ВОВ спасло много жизней
(Конспект внеурочного занятия)
Анастасия АЛЕХИНА,
Юлия ЖУКОВА,
Римма ТАЗЕЕВА,
учителя начальных классов
средней школы №135
г. Казани.
Введение
Пояснительная записка
Традиции народных промыслов в России имеют многовековую историю и неразрывно связаны с историей и культурой нашей республики Татарстан.
Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и дошли до нас.
Наша республика в годы Великой Отечественной войны стала один из ведущих регионов в тылу, которая снабжала материальными ресурсами советскую армию. В легкой промышленности за 1 день одевали полк (примерно 2000 солдат) и обували дивизию (примерно 17-18 тысяч человек). Одежды и обуви сшили в ТАССР за время войны столько, что этого хватило бы снабдить 3-миллионную армию.
Актуальность проекта
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.
Актуальность темы нашего занятия объясняется тем, что народные промыслы — это история страны, города, семьи; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Сохранение традиций и истории народных промыслов, одна из основных задач нашего поколения.
Форма проведения: внеурочное занятие
Целевая аудитория: учащиеся 3-4 класса
Цель: познакомить с героической судьбой наших земляков – тружеников тыла в годы Великой отечественной войны, показать их огромный вклад в дело победы
Задачи:
1) расширять кругозор, воспитывать гордость за героическое прошлое нашей страны
2) развивать творческие способности; обогащать словарный запас; воспитывать чувство патриотизма
3) воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа и истории своей страны
Планируемые результаты занятия
— усвоить последовательность изготовления ичигов,
— уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из бумаги,
УУД:
— использовать приёмы работы с бумагой, картоном по шаблону
— использовать элементы рисунка на бумаге для составления орнамента.
— осваивать способ разметки деталей изделия на бумаге по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (бумаги) при помощи клея
— оформлять изделия по собственному замыслу
— составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия
— контролировать и корректировать работу по плану
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
— понимать исторические традиции, положительно относиться к людям разных национальностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
— учиться планировать практическую деятельность на уроке;
— работать по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности национальных костюмов, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Средства обучения: презентация, образцы изделия, шаблоны.
Ход занятия
- Мотивация к учебной деятельности
Учитель: — Здравствуйте, ребята!
— Посмотрите, какой необычный сундучок у нас сегодня появился на занятии. (учитель показывает «Волшебный сундук»)
— Как вы думаете, что в сундуке может быть? (ответы детей)
— Давайте заглянем в него…
— Халат, передник, сапоги и тюбетейка.
— Какие необычные предметы. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей)
-Кто может носить эти вещи? Когда? (ответы детей)
- Открытие новой темы.
— Скажите, где мы с вами живем? (ответы детей)
— Правильно, в Республике Татарстан, в городе Казани.
— Татарстан богат природными ресурсами, много рек, озер.
Татарстан – многонациональная Республика.
— Назовите, какие народы населяют нашу республику? (ответы детей)
— В Татарстане в мире и согласии проживают разные народы.
— У татар особые национальные праздники, одежда, обувь, национальные блюда.
-Кто знает, как называются национальные татарские сапожки? (ответы детей)
Послушайте, пожалуйста, стихотворение поэта Рината Валеева. Постарайтесь определить тему нашего урока!
«Казанские сапожки»
Я купил себе на праздник вот какие ичиги!
Крепко сшитые из кожи – из Казани сапоги.
Я не знаю, что случилось, и какое чудо тут –
Стоит мне надеть сапожки – ноги сами в пляс идут.
Эх! Раз. Два, притоп, правый, левый сапожок…
Удержаться невозможно, я танцую и пою,
В этих новеньких сапожках никогда не устаю.
Заливается гармошка, и на сцене яркий свет.
Эх, казанские сапожки, лучше вас на свете нет!
Лихо топают сапожки, не жалею каблуки.
Настоящие из кожи, из Казани сапоги!
Звонко хлопают ладоши, но никак я не пойму:
То ли хлопают сапожкам, то ли танцу моему?
Заливается гармошка, и на сцене яркий свет.
Эх, Казанские сапожки, лучше вас на свете нет!
Итак, тема нашего занятия «Татарская кожаная обувь — ичиги».
-Сегодня в нашей мастерской мы узнаем немного истории, и мы будем украшать ичиги.
Прежде чем приступить к новой теме, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1) Какие мотивы используются в татарском орнаменте? (Ответы: растительные, в основном цветочные, часто встречаются мотивы тюльпана, розетки, полурозетки и сердечка).
2) Из каких элементов состоит татарский женский костюм? (Ответы: платье — кульмяк, камзол, штаны — ыштан, головной убор – калфак, обувь – сапожки).
Учитель: Молодцы! А сейчас мы подробнее поговорим о татарской кожаной обуви, ее особенностях, об истории возникновения промысла и ее производства в годы ВОВ.
В татарском национальном костюме (также, как и в любом другом национальном костюме) важную роль играет обувь. Традиционной считается кожаная обувь, выполненная в технике мозаики и аппликации. (Педагог демонстрирует образцы).
Истоки этого искусства уходят в глубокую древность. Существует легенда о чеботаре Мустафе Файзуллине, который в 1790-х годах, будучи по делам Сеитском посаде Оренбургской губернии, купил для образца мужские ичиги (кожаные сапоги) бухарской работы и, вернувшись в Казань, стал в подражание этому образцу делать мужскую и женскую обувь, положив, таким образом, начало казанскому ичижному промыслу.
Наиболее ранние сохранившиеся образцы татарской мозаичной обуви датируются концом XVIII – началом XIX веков.
Главным центром производства «азиатской обуви» была Казань. Дорогая казанская обувь славилась по всей России и поступала на ярмарки различных регионов от Петербурга и Нижнего Новгорода до Средней Азии и Сибири.
Обычно ичиги украшали довольно крупными, энергичными композициями по мотивам растительного орнамента – общего для всего татарского народного декоративного искусства. Наиболее распространенными мотивами мозаичных узоров являются пальметты, тюльпаны, сердечки, многолепестковые розетки, спирали, разнообразные завитки.
Современным центром кожаной мозаичной обуви является город Арск близ Казани.
Перед тем как приступить к нашей творческой работе послушайте рассказ из истории
-22 июня 1941 г. население нашей республики, как и всей страны, узнало о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Республика начала жить в условиях военного времени.
-Даже в сложнейшие годы для нашей станы — в период Великой Отечественной войны предприятия народных художественных промыслов не остановили свою работу. Во время войны фабрика в Арске перестала производить узорную обувь, так как первостепенной задачей стала помощь фронту.
В 1941-1945 годы оставшиеся в тылу женщины, подростки Арской фабрики национальной обуви изготавливали обувь для солдат, шили для госпиталей простые тапочки, подшивали солдатские валенки. А также тяжелое
послевоенное время, когда не было сырья для производства ичигов, занимались производством башмаков с вышивкой из материи. Когда наладили производство хрома, вернулись к производству ичигов.
Можно только гордиться и не забывать про это. Это тоже цена Победы.
Без рукоделия и рукодельниц было бы сложнее как минимум пережить холодные зимы.
Включение нового знания в систему усвоенных знаний и повторение
Кто запомнил, где же зародилось в нашей республике ремесло изготовления ичигов, кто занимался такой кропотливой работой? (ответы детей)
— А сейчас узнаем, из каких элементов состоит сапог. Посмотрите на таблицу. Верхняя часть сапога называется голенище, носовая часть – это союзка, и, наконец, задняя часть так и называется – задник.
Я предлагаю вам определить, из каких элементов состоит сапог? (ответы детей).
— Сегодня вы почувствуете себя мастерами татарской кожаной мозаичной обуви. Вы изготовите макет ичигов из бумаги. Я приготовила для вас шаблоны – выкройки сапожек и некоторые элементы татарского орнамента. Каждый из вас сделает по одному сапожку и украсит его.
Практическая работа: изготовление из бумаги макета ичигов, украшение его аппликацией по мотивам татарского орнамента.
— В конце занятия проводится анализ работ, коллективное обсуждение.
Педагог отмечает лучшие работы (интересный орнамент, цветовое решение, аккуратность выполнения макета и др.).
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Ребята, вы справились с поставленной перед вами задачей: сапожки у вас получились. А теперь повторим, что нового вы узнали на занятии. Для этого вам нужно ответить на мои вопросы.
- Как называются составные части сапога? (Ответы: голенище, союзка, задник).
- Как называются татарские кожаные сапоги? (Ответ: ичиги).
- Из какого материала шьют ичиги? (Ответ: из хорошей кожи. Она называется сафьян).
- Что вы можете сказать об орнаменте, которым украшают ичиги? (Ответы: Орнамент был пожеланием. Орнамент был крупным. Он был растительный. Могли использовать волны, цветы, спирали.)
- Где изготавливают татарскую кожаную обувь?
(Ответы: раньше шили в Казани. Сейчас делают в городе Арск.)
Молодцы, ребята, вы все запомнили.
Заключение
Учитель.
Вы сегодня узнали о некоторых народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край.
И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, как велика наша страна – Россия и сколько в ней талантов. В свой труд вкладывать душу, старание и умение.
А теперь, ребята, я вам предлагаю посетить наш школьный музей и посмотреть, как жили наши предки во время ВОВ и какую одежду и обувь они носили.
Список использованных источников:
- https://www.1urok.ru/categories/10/articles/40641
- https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-izobrazitelnomu-tvorchestvu-tatarskie-ichigi-3056425.html
- https://dzen.ru/a/XpxaWdg2NE8xx6Bl
- https://inde.io/article/93167-kazanskiy-shov-put-tatarskoy-kozhanoy-mozaiki-ot-domashnego-remesla-do-fabriki-v-arske-i-sumok-aygel-salahovoy
- Н.В. Шипилова, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова «Технология. Методическое пособие с поурочными разработками», М., «Просвещение», 2012