Как путешествует письмо?
(Комбинированный урок по окружающему миру и технологии в 1 классе)
Дания МИНГАЛИЕВА,
учитель начальных классов гимназии №10 г. Зеленодольска
Цель: познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений.
Предметные результаты: познакомить с этапами путешествия письма, познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений, научить оформлять почтовое отправление (письмо).
Формирование УУД:
познавательные:
– развитие умения учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
– формирование умений анализировать, сравнивать полученную информацию, выделять самую необходимую информацию;
– учить делать выводы и обобщения;
регулятивные:
– формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– планировать и организовывать свою деятельность на уроке;
– учить оценивать процесс и результат своей деятельности;
коммуникативные:
– формирование умения строить устные речевые высказывания;
– слушать и слышать учителя, другого ученика;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– адекватно оценивать работу в группе;
личностные:
– формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;
– формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
– ознакомление с миром профессий.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.
Ход урока
- I. Организационный момент
Учитель.
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
- II. Актуализация знаний
(Стук в дверь.)
Учитель.
Кто стучится в 1 «В»
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он, зеленодольский почтальон!
(Я заношу большую коробку и конверт от Деда Мороза.)
Учитель. Вот на урок нам принесли хорошо знакомый вам предмет. О чем идет речь, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Сбоку марка и картинка
В круглых штампах.
Грудь и спинка
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь –
За море умчится.
Узнали, что это?
Учащиеся. Письмо.
Учитель (показывает конверт с письмом от Деда Мороза). Скоро самый волшебный праздник – Новый год. Дед Мороз узнал о нашем классе, о том, что вы любознательные и хотите многому научиться. Так вот дедушка Мороз прислал мне для вас письмо (читает). Он отправил для вас интересное задание, будет ждать ответа.
– Ребята, выполним задания от Деда Мороза? А если мы с вами очень постараемся, то сможем сегодня же ему отправить.
– А кто знает, как мы можем это сделать?
– Когда наш листок сможет путешествовать?
Учащиеся. Когда станет письмом.
Учитель. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?
Учащиеся. Как путешествует письмо? (Включается презентация.)
Учитель. Что же такое письмо?
Учащиеся. Это написанный текст, посылаемый для сообщений кому-либо.
III. Постановка учебной проблемы
Учитель. Что нужно, чтобы письмо могло путешествовать?
Учащиеся. Нужен конверт.
Учитель. Найдите у себя на столах конверт, покажите мне ее.
- IV. Работа по теме урока (с презентацией)
Учитель. А что такое конверт?
Конверт – пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливают конверты из разных материалов.
Учитель. Посмотрите, какие разные бывают конверты.
Если мы их внимательно рассмотрим, то прочитаем главные слова: отправитель, получатель.
– Кто может объяснить значения этих слов?
Учащиеся. Человек, который отправляет письмо, называется отправителем. Его адрес пишется в верхнем левом углу (находят готовый шаблон с отправителем и вместе с учителем приклеивают в нужный угол. Я клею на большом листе на доске.)
Адресат – это получатель и на строчках с надписью «Кому» пишем фамилию и имя того, кто должен получить письмо. А на строчках « Куда» пишется адрес этого человека (показываю на большом конверте)- я вместе с детьми клею в другой угол.)
Есть на конверте и специальные окошки. Здесь записывают почтовый индекс (показываю на доске. Дети находят шаблон на парте и приклеивают).
Слово «индекс» означает «указатель». Индекс – это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры – это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. Дело в том, что писем на почте очень много, а чтобы мы побыстрее смогли получить их, человеку помогает машина. Индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.
Письма – это маленькие путешественники. Как и любому путешественнику, письмам нужны проездные билеты.
Марка – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад. Есть марки большие, есть маленькие. Но марки бывают очень интересными и красивыми, поэтому многие люди их коллекционируют. Как их зовут, узнайте пожалуйста дома, завтра мне расскажете (выключаем презентацию).
– А сейчас приклеим марку в наш конверт. (Работа с шаблоном и образцом.)
– Какой путь надо пройти письму, чтобы попасть к адресату? (Написать письмо, указать адресата, отправителя, наклеить марку.)
– Ребята! Оправляем их в путешествие? Но как это сделать? Нам помогут загадки. (Дети читают загадки.)
- V. Работа по составлению маршрута письма
1-я загадка
Я синего цвета,
Вишу на стене.
И много приветов
Хранится во мне. (Почтовый ящик)
Учитель. На стене на видном месте висит синий ящик. В щелку ящика люди опускают письма.
2-я загадка
Все вести
Собрались вместе. (Мешок с письмами)
Учитель. Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком – письма так и посыплются в мешок.
3-я загадка
На столе на видном месте
Собирают вести вместе.
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (Письма на столе)
Учитель. Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления.
4-я загадка
Что за птица?
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет? (Самолет)
5-я загадка
Полотно, а не дорожка.
Конь не конь – сороконожк.
По дороге той ползет,
Весь обоз один везет. (Поезд)
Учитель. Потом отправляют письма в самолётах, в почтовых вагонах, на кораблях к месту назначения. Дальше письма развозят по почтовым отделениям.
6-я загадка
Кто она –
Полным полна,
С почтальоном путь дорогу
Делит вместе:
Носит вести
И худеет понемногу? (Сумка почтальона)
7-я загадка
Дома из жести,
А жильцы в них – вести. (Почтовые ящики)
Учитель. Письма разносятся и развозятся по адресам, и почтальоны раскладывают их по почтовым ящикам.
- VI. Знакомство с видами почтовых отправлений
Учитель. Как вы думаете, а только письма можно отправлять по почте?
– Вы правы, есть и другие почтовые отправления.
– Я предлагаю вам среди записанных на доске слов найти те слова, которые обозначают почтовые отправления. Подчеркните эти слова красным фломастером.
– Письмо
– Свитер
– Посылка
– Бандероль
– Почтальон
– Открытка
– Фотография
– Конструктор
Письмо – сообщение, предназначенное для обмена информацией между людьми. Его помещают в конверт.
Открытка– особый вид почтовой карточки для открытого письма.
Бандероль – небольшое почтовое отправление (книги, журналы, газеты) в бумажной обертке или пластиковом пакете. Вес должен быть до 1 кг.
Посылка – почтовое отправление для пересылки крупных и мелких предметов в специальной упаковке.
Учитель. А теперь скажите пожалуйста, коробка, которую я в начале урока получила, к какому виду можно отнести? (На коробке оформление как на конверте.)
Учащиеся. Посылка. (Дети подтверждают это своими ответами, комментируют ответы.)
VII. Применение полученных знаний (включаю презентацию).
Учитель. Вернемся к карточкам со словами. Не подчеркнутыми у нас остались слова, обозначающие различные предметы. Как вы думаете, если мы будем отправлять их по почте, какими почтовыми отправлениями можем воспользоваться?
Конструктор – посылка
Фотография – письмо
Много фотографий – бандероль
Свитер – посылка
Почтальон – ?
Учитель. Молодцы, справились с заданием.
Повторим. Какой же путь проделает письмо? Выйдем к доске и расставим картинки по порядку так, чтобы было понятно как путешествует письмо.
VIII. Составление схемы «Путешествие письма»
Групповая работа: по очереди дети выходят к доске , приклеивая картинки по этапам путешествия письма. Один ребенок все это обобщает и сверяем с презентацией.
Проверка выполненных работ (Общая схема на доске и презентация.)
– Что нужно для того, чтобы письмо нашло своего адресата?
Проверка выполненных работ (показываем конверт в готовом виде друг-другу, оцениваем).
Вопросы блиц-опроса
– Человек, который разносит почту. (Почтальон)
– Последовательность цифр, облегчающих сортировку писем. (Индекс)
– Упакованная вещь, пересланная по почте. (Посылка)
– Эта организация занимается рассылкой писем, посылок. (Почта)
– Написанный текст, посылаемый для сообщений. (Письмо)
– Небольшое почтовое отправление в бумажной обёртке. (Бандероль)
- IX. Рефлексия деятельности на уроке
– Что узнали на уроке?
– Чему научились на уроке?
– Где сможете применить свои знания?
– А что было сложным?
– Что показалось самым интересным?
Учитель. На конверте от Деда Мороза есть смайлики наклейки, оцените свою работу и я в ваши папочки их приклею.
– Вы сегодня были очень активны, любознательны! МОЛОДЦЫ!!! На уроке русского языка нам с вами предстоит заполнить адреса и индекс и написать письмо Деду Морозу. Сегодня в этот волшебный почтовый ящик мы с вами опустим, чтобы письмо быстро завершило свое путешествие до адресата.
– Спасибо большое за внимание!