Как правильно тратить деньги?
(Урок финансовой грамотности в 3 классе с использованием работотехнического набора MatataLab)
Марина САНИЕВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
средней школы пос. Победа Азнакаевского района
Цель: развитие у детей финансовой грамотности.
Задачи:
– научить правильно распределять деньги в условиях игровой ситуации;
– закрепить навыки программирования, используя основные и дополнительные блоки;
– воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность.
Ход урока
Учитель. Добрый день, ребята! Начинаем наше занятие.
- I. Повторение
- Что такое MatataLab? (MatataLab – это набор робота и всеми деталями, предназначенными для его программирования.)
- Из каких деталей он состоит? (Заполнение таблицы.)
Учитель. Возьмите слова – названия деталей и подставьте для каждого рисунка.
– А теперь найдите описание, для чего предназначена каждая деталь.
Управляющая башня – считывает код с блоков и отправляет команду роботу.
Панель управления – доска для программирования, в ней расставляются блоки с кодом, т.е. алгоритм действий робота.
Робот MatataBot – устройство, способное выполнить набор сложных действий, запрограммированных или закодированных компьютером.
Карта – рисунок или изображение на плоской поверхности всей или части территории.
Блок с кодом – это фишки с указанием или инструкцией для робота, которые он должен выполнить.
- II. Работа в группах
– Что умеет делать MatataBot? (Ходить, рисовать, петь, танцевать.)
– На прошлом уроке вы работали над проектом. Предоставляю вам слово.
- Команда «MatataBot – художник»
– Мы – команда «MatataBot – художник». Тема нашего проекта: «Звездочка». Для этого мы составили программу, по которой робот нарисовал звёздочку.
- Команда «MatataBot – музыкант»
– Мы команда «MatataBot – музыкант». Тема нашего проекта: «Танцующая балерина». По нашей программе балерина будет танцевать».
III. Новая тема
Учитель. А сегодня MatataBot будет путешествовать.
- Для начала, отгадайте загадку.
Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Штучка невеличка,
А всякому нужна. (Деньги)
В этой сумочке живет
Звонкая монета
Как для денег домик звать?
Жду от вас ответа. (Кошелёк)
- Беседа по пословице.
Учитель. Ребята, прочитайте, пожалуйста, пословицу из слайда: «Деньги как птицы, то улетают, то прилетают»
– Как вы понимаете выражение «деньги прилетают»? (Когда мы их зарабатываем.)
– Как мы называем заработанные деньги? (Доход)
– А как вы понимаете выражение «деньги улетают»? (Когда мы их тратим.)
– Как мы называем потраченные деньги? (Расходы)
- Практическая работа.
Объяснение задания
Учитель. Как я уже говорила, сегодня MatataBot будет путешествовать. Перед вами карта города. Две команды получат инструкцию для движения MatataBotа и кошелёк с деньгами. Ставите флажок на начало пути – это дом. А конец пути вы определите сами. Прочитайте внимательно инструкцию и постройте маршрут. Проходя свой маршрут, вы либо потратите, либо получите деньги.
Если у вас остались деньги, вы идете их отложить в банк.
Если у вас кончились деньги, вы идете домой.
– Итак, сейчас вы работаете в группе и находите конец вашего маршрута, обозначаете его флажком. Затем составляете программу для Мататы, чтобы он прошел этот путь. Чтобы проверить, запустите робота. Если есть ошибки, исправьте.
Работа в группах
– Составление маршрута;
– программирование на панели управления;
– запуск MatataBota.
- IV. Подведение итогов
Вопрос 2-й группе
– Получилось ли вашему роботу накопить деньги? (Нет)
– Почему?
Вопрос 1-й группе
– Куда дошел ваш робот? Значит, ему удалось накопить деньги?
Обсуждение
– Почему одному роботу удалось накопить деньги, а другому нет?
– Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?
– Бывают расходы обязательные и необязательные.
– Назовите расходы робота, которые обязательные.
– А теперь назовите действия, на которые можно было и не тратить деньги?
– Почему еще первому роботу удалось накопить деньги? (Потому что он работал.)
Учитель. Какие выводы мы можем сделать? Что нужно делать, чтобы накопить деньги? (Тратить их только на обязательные платежи и покупки. Зарабатывать их.) Молодцы, ребята. Закончим наш урок песней про робота.