Как правильно тратить деньги?

 

(Урок финансовой грамотности в 3 классе с использованием работотехнического набора MatataLab)

Марина САНИЕВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

средней школы пос. Победа Азнакаевского района

Цель: развитие у детей финансовой грамотности.

Задачи:

– научить  правильно распределять деньги в условиях игровой ситуации;

– закрепить навыки программирования, используя основные и дополнительные блоки;

– воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность.

Ход урока

Учитель. Добрый день, ребята! Начинаем наше занятие.

  1. I. Повторение
  2. Что такое MatataLab? (MatataLab – это набор робота и всеми деталями, предназначенными для его программирования.)
  3. Из каких деталей он состоит? (Заполнение таблицы.)

Учитель. Возьмите слова – названия деталей и подставьте для каждого рисунка.

– А теперь найдите описание, для чего предназначена каждая деталь.

Управляющая башня – считывает код с блоков и отправляет команду роботу.

Панель управления – доска для программирования, в ней расставляются  блоки с кодом, т.е. алгоритм действий робота.

Робот  MatataBot – устройство, способное выполнить набор сложных действий, запрограммированных или закодированных компьютером.

Карта – рисунок или изображение на плоской поверхности всей или части территории.

Блок с кодом – это фишки с  указанием или инструкцией для робота, которые он должен выполнить.

  1. II. Работа в группах

– Что умеет делать MatataBot? (Ходить, рисовать, петь, танцевать.)

– На прошлом уроке вы работали над проектом. Предоставляю вам слово.

  1. Команда «MatataBot – художник»

– Мы – команда «MatataBot – художник». Тема нашего проекта: «Звездочка». Для этого мы составили программу, по которой робот нарисовал звёздочку.

  1. Команда «MatataBot – музыкант»

– Мы команда «MatataBot – музыкант». Тема нашего проекта: «Танцующая балерина». По нашей программе балерина будет танцевать».

III. Новая тема

Учитель. А сегодня MatataBot будет путешествовать.

  1. Для начала, отгадайте загадку.

Это — средство обращения,

Это — средство накопления.

Средство стоимости также,

Также средство платежа.

Штучка невеличка,

А всякому нужна. (Деньги)

В этой сумочке живет

Звонкая монета

Как для денег домик звать?

Жду от вас ответа. (Кошелёк)

  1. Беседа по пословице.

Учитель. Ребята, прочитайте, пожалуйста, пословицу из слайда: «Деньги как птицы, то улетают, то прилетают»

– Как вы понимаете выражение «деньги прилетают»? (Когда мы их зарабатываем.)

– Как мы называем заработанные деньги? (Доход)

– А как вы понимаете выражение «деньги улетают»? (Когда мы их тратим.)

– Как мы называем потраченные деньги? (Расходы)

  1. Практическая работа.

Объяснение задания

Учитель. Как я уже говорила, сегодня MatataBot будет путешествовать. Перед вами карта города. Две команды получат  инструкцию для движения MatataBotа и кошелёк с деньгами. Ставите флажок на начало пути – это дом. А конец пути вы определите сами. Прочитайте внимательно инструкцию и постройте маршрут. Проходя свой маршрут, вы либо потратите, либо получите деньги.

Если у вас остались деньги, вы идете их отложить в банк.

Если у вас кончились деньги, вы идете домой.

– Итак, сейчас вы работаете в группе и находите конец вашего маршрута, обозначаете его флажком. Затем составляете программу для Мататы, чтобы он прошел этот путь. Чтобы проверить,  запустите робота. Если есть ошибки, исправьте.

Работа в группах

– Составление маршрута;

– программирование на панели управления;

– запуск MatataBota.

  1. IV. Подведение итогов

Вопрос 2-й группе

– Получилось ли  вашему роботу накопить деньги? (Нет)

– Почему?

Вопрос 1-й группе

– Куда дошел ваш робот? Значит, ему удалось накопить деньги?

Обсуждение                                    

– Почему одному роботу удалось накопить деньги, а другому нет?

– Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?

– Бывают расходы обязательные и необязательные.

– Назовите расходы робота, которые обязательные.

– А теперь назовите действия, на которые можно было и не тратить деньги?

– Почему еще первому роботу удалось накопить деньги? (Потому что он работал.)

Учитель. Какие выводы мы можем сделать? Что нужно делать, чтобы накопить деньги? (Тратить их только на обязательные платежи и покупки. Зарабатывать их.) Молодцы, ребята. Закончим наш урок песней про робота.