Как организовать исследовательскую деятельность учащихся? С чего начать?
(Из опыта работы)
Наталья ОСИПАНОВА,
учитель русского языка и литературы многопрофильного лицея №11 г. Казани
По мнению известного психолога и педагога А.И.Савенкова,, «исследовательская практическая деятельность ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития».
И действительно, исследовательская деятельность необычайно увлекает детей. Те дети, которые вовлекаются в эту деятельность, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Исследовательская деятельность несомненно предполагает совместную работу учителя и ученика. Во время совместной работы происходит особое сближение между педагогом и учащимся. И для успешной работы по развитию познавательного интереса важно совпадение морально-ценностных ориентаций преподавателей и учащихся. Поэтому, несмотря на то что в исследовательскую деятельность следует включать максимально возможное количество учащихся, не с каждым учащимся получается достичь успеха.
В моей практической деятельности все начинается с выбора темы. Как правило, выбор имеет спонтанный характер, то есть мы исходим из материалов урока (часто тема будущего исследования рождается в процессе самого урока, при формулировке итогов, выводов, возникших вопросов). Возникший на уроке проблемный вопрос часто и становится предметом исследования. Дальше учащийся ставит и формулирует ряд задач, собирает материал по данному вопросу, изучает различные литературные источники, строит гипотезу, то есть предположение – будущий вывод. Дальше проверяет гипотезу всем ходом своей работы.
Учитель должен управлять процессом, не навязывая своего мнения, уважая мнение ученика. Учитель должен не только иметь собственные представления об изучаемом объекте, но еще должен знать, какими представлениями об этом объекте обладает ученик. Необходимо научиться становиться на точку зрения ученика, интерпретировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности. Учитель должен наблюдать, направлять, но не диктовать. Учитель также должен быть хорошим психологом, чтобы расположить ребенка, внушить в него уверенность, смелость выражать свое видение, свою точку зрения.
Подготовкой к научно-исследовательской деятельности является в нашей школе проектная деятельность, в которую вовлечены все учащиеся (с 5 по 9 классы). Главная идея проектной деятельности состоит в том, что ребенок выполняет ту работу, которая выбрана им самим. Проектное обучение усиливает истинное учение со стороны учащегося. Часто из проектных работ вырастают научно-исследовательские.
Научно-исследовательской деятельностью занимаюсь каждый год. Несколько лет назад пришел первый успех. Учащаяся 6 класса Марина Гасникова успешно выступила со своей работой на городских Лихачевских чтениях и на республиканской конференции. Потом подключились другие ученики: Алим Бадриев, с которым прошли всевозможные конференции самых разных уровней, Карина Баталина …
Подробнее хочу остановиться на исследовательской работе ученицы 7 класса средней школы №86 г. Казани Ариадны Семененко и всей её семьи.
Её исследовательский проект рассказывает о людях и событиях Великой отечественной войны 1941 – 1945-х годов и поэтому назван «Пусть знают и помнят живые». Девиз проекта «Это было со страной, это было с нами.» В этих словах Роберта Рождественского заложен глубокий смысл – судьба человека, преданного своей Родине, неразрывно связана с его страной, с ее испытаниями и событиями.
Почему она выбрала эту тему о своих родственниках, переживших ту войну?
Каждый человек живет в прошлом, настоящем и будущем. Для того, чтобы в настоящем нам выбрать правильный путь в жизни, надо знать свои корни, узнать лучших людей своего рода, об их подвигах и поступках. Жить так, чтобы род достойно продолжался. «Для нас и была написана вот эта родословная книга моей бабушкой ТЛ.Семененко В книге были белые пятна, не хватало документов. Мой прадедушка Николай Васильевич Семененко пропал на фронте без вести в 1942 году. Поэтому наше участие в акциях Бессмертного полка, рассказы о героях войны , просмотр домашних семейных фотографий, 75-летний юбилей Великой Победы заставили нас прежде всего продолжить поиски Николая Васильевича теперь уже через интернет- ресурсы. В 2018 году у нас появились документы о захоронении моего прадедушки, был восстановлен нами весь его боевой путь и последний подвиг». В 2019 году вся семья побывала у скромной бетонной плиты под Липецком, возложили цветы. Они встретились более чем через 70 лет. Тогда бабушкой Аллы были написаны эти стихи.
Я часто думала о нем,
Твердила- где лежишь, Солдат?
Березы рядом шелестят?
Иль степь безмолвная кругом?
Я видела, как наяву,
Он поднимал в атаку взвод,
С осколочными в грудь, в живот
Упал и канул в ту войну.
Запросы, письма… Сын искал,
И снова «Нет» ответил кто- то.
В полку Бессмертном он на фото
Пропавший без вести шагал.
Опять очередной запрос,
И сети вдруг взорвало слово!
И незнакомое Хухлово
Пред нами встало в полный рост!
Кусты и черная земля,
И ей нам надо поклониться.
Вглядись, Солдат, в родные лица,
Хоть с нами не был ты ни дня…
Ты полон сил был , молодой,
И за отчизну встал стеной,
В сердцах навеки ты живой,
Мой прадед, – той войны герой.
Всей семьёй изучили историю сохранения братского захоронения, записывали беседы старожилов о том, как они помогали раненым и хоронили их. В братской могиле лежит 87 воинов. Из них нашлись родными только 2 бойца. После посещения захоронения в 2019 году 9 мая было решено переделать к 75-летию Победы скромный памятник в настоящий монумент. Мы рисовали эскизы, писали концепцию мемориала. И к 75-летию Великой Победы в Березовом саду появился новый мемориал, а имя Семененко Николая Васильевича на камне также можно потрогать рукой.
Исследование показало неразрывную связь людей нашего рода с трудными периодами жизни страны. Они владели самыми лучшими качествами граждан, их награды займут целый лист. Самая высокая из них — Орден дружбы народов у сына Николая Васильевича – деда Ариадны за самолетостроение. В этой семье все выросли достойными людьми. Их всего 17 человек, но все они – зерна одного колоса – СЕМЕНЕНКО!
Вот так рождаются темы, идеи, которые становятся реальной живой работой, объединяющей семьи и поколения. Появляются все новые и новые звездочки. Благодаря исследовательской поисковой деятельности у учащихся сформировалась привычка к самостоятельной поисковой работе, к самообучению, самообразованию, самосовершенствованию. Эта привычка поможет достичь многого. В истории известны такие примеры. Например, Л.Н.Толстой, который, наряду со многими другими великими людьми, имел трудности в получении стандартного образования, но сумел достичь многого самообучением и саморазвитием. Некоторые ребята впервые оказались в ситуации успеха, это мотивирует, придает уверенности в себе, в своих возможностях. Делаю вывод, что работа идет в нужном, правильном направлении.