Как определить падеж неизменяемых имен существительных?

№ 117

(Урок по русскому языку  в IV классе)

Ландыш ШАФИКОВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы № 7  г. Бавлы

Тема урока Как определить падеж неизменяемых имен существительных ?
Тип урока Освоение нового материала
Педагогические задачи

 

Создать условия для ознакомления с алгоритмом определения падежа неизменяемых имен существительных; познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных; учить правильно писать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные; совершенствовать умения исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; способствовать развитию умений обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные

результаты

 

Познакомятся с алгоритмом определения падежа неизменяемых имен существительных; с происхождением и значением несклоняемых существительных; научатся правильно писать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные; исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; определять падеж неизменяемых имен существительных в предложении; выполнять звуко-буквенный разбор слова
Метапредметные УУД

 

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения

(определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению;

Личностные

результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи; выражать уважительное отношение к людям посредством языка; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Методы обучения «кластер»,интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный.
Педагогические технологии технология проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии и игровые.
Оборудование Мультимедийный проектор, экран, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, карточки с падежами, смайлики.

 

Ход урока.

I. Самоопределение к учебной деятельности.  (2-5 мин.)

Цель:

1.Определить содержательные рамки урока: продолжить путешествие по «неизведанным улицам города имен существительных»;

2.Мотивировать к учебной деятельности.

Учитель: Поговорим?

Ученик: О чём?

Учитель: О разном. Многое знаете вы, а что-то мне известно. Поговорим?

Дети (все): Поговорим! Нам будет интересно!

Учитель:

По какой теме мы работаем?

Ученик:

По теме: «Имя существительное».

Учитель:

Да, мы изучаем эту тему, путешествуя по улицам «Города существительных». Знаком вам этот город? По каким улицам уже ходили? Что мы  узнали об имени существительном? (слайд 2) Предлагаю составить кластер «Существительное» (работа в группах)

302

Учитель:

Сегодня мы продолжим экскурсию по городу и узнаем особенности ещё одной улицы Города существительных.

Итак, отправляемся в путь!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений (3-5 мин).

Цель:

  1. Закрепить умение склонять имена существительные;
  2. Зафиксировать ситуацию, когда знания не достают.

Учитель:

Для начала просклоняем им. сущ.  ворона,  дерево (слайд 3)

Обучающиеся письменно склоняют имена существительные: кто? Ворона; что? Дерево.

Учитель: Проверим! (слайд 4)

А теперь слово   такси  (слайд 5)

III. Постановка темы урока через проблему (1-2 мин)

Цель:

  1. Сформулировать цели урока.

Учитель:

Что вас удивило?   Заинтересовало?

Ученик:

Слово такси не изменило свою форму при склонении.

Ученик:

Есть ли ещё такие имена существительные, которые не меняют форму слова при склонении?    (слайд 6)

IV. Объяснение нового материала (5-6 мин).

Цель:

  1. Познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные», их особенностями, показать способы определения их падежей, правила употребления таких слов в речи.

 

Учитель:

Да, такие слова есть в русском языке. Они называются: Несклоняемые имена существительные  (запись темы в тетрадь) (слайд 7)

 

Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные начали появляться в русском языке не так давно, в XIX веке, путем заимствования из других языков. Мы каждый день употребляем их в речи, не задумываясь об этом, и делаем ошибки.

Несклоняемые  имена существительные бывают:

  • нарицательными и собственными (Клод Моне / такси)
  • одушевленными и неодушевленными (фламинго / кафе)
  • мужского, женского, среднего рода (кофе / мисс / алоэ)

Среди них есть слова, обозначающие

—животных (фламинго, колибри, кенгуру, какаду, шимпанзе, пони),

—одежду (пальто, манто),

—еду (суфле, какао, кофе, пюре, рагу, филе, желе, эскимо),

—вещи (пенсне, кашне, портмоне, пианино, фортепьяно, бра, табло, трюмо),

—спортивные игры (домино, ралли, регби),

—людей (мадам, мисс, фрау, леди, жюри),

—фамилии (Дюма, Золя, Шевченко, Станкевич),

—географические наименования (Сочи, Сухуми, Осло, Колорадо),

а также слова: метро, кино, радио, такси, депо, танго, хобби, купе

(показываю на доске таблички)

Запишем тему урока.

V. Первичное закрепление (2-3 мин)

Цель:

1.   Правильное проговаривание в речи предложений с несклоняемыми словами.

Учитель:

1)    Послушайте песенку и скажите: правильно ли герои произносят слова?

Прослушивание песенки  «Радио няня»

 

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

 

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне.

А вернее я и ты

Без кашна и без пальты.

 

Любит кина детвора,

Если в кинах кенгура.

Ходит бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу

Кенгура в кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

 

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

 

Интересное кино

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать,

Будут пальта выдавать.

 

Все ли слова песни правильно произнесены?   Какие ошибки вы заметили?

Сейчас вы получите задания на карточках, где записаны слова песенки, поработаете самостоятельно, затем правильно прочитаете предложения.

(Работа в карточках и правильное чтение предложений, работа в парах)

2)    Вставьте вместо точек слова:  кино, пальто. (слайд 8)

В …   было много народу.

Из … мы пришли поздно.

Мы были довольны …  .

Часто мы вспоминаем про … .

Мы рассказали друзьям о  … .

Учитель:

А сейчас мы немножко отдохнём. Физкультминутку проведёт Синявский Юра.

Физкультминутка.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Ну-ка делайте со мною упражнение такое:

Вверх, вниз, потянитесь!

Приседайте, не ленитесь,

Встаньте прямо, распрямитесь.

Поморгайте, улыбнитесь.

Глубоко теперь вздохните,

Успокойтесь и садитесь.

VI. Продолжение работы с новым материалом. (5 мин)

Цель:

  1. Познакомиться с правилами определения падежа несклоняемых существительных.

2.  Тренировать способность применять изученные правила, находить падеж несклоняемых существительных.

Учитель:

Продолжим работу по теме урока.  Как определить падеж несклоняемых имен существительных?

Предлагаю посмотреть киноролик.

 

Учитель: Мы говорим о существительных, которые не склоняются.

Учитель: Но определять их падеж в предложениях можно и нужно. Кто придумает предложение с такими словами?

Вася: Пожалуйста. Шимпанзе пришёл в кафе и объелся крем-брюле.

 Учитель: Да… Могу себе представить!

Учитель: Что ж! Давайте попробуем определить падеж несклоняемых существительных в Васином предложении.

Лиза: Шимпанзе — именительный падеж, потому что это подлежащее; шимпанзе объелся,

Вася: В кафе — предложный падеж, потому что предлог в.

Анфиса: Крем-брюле — творительный падеж, потому что объелся чем?

Учитель: Все правы?

Учитель: Лиза права.

Учитель: И действовала она правильно — выделила грамматическую основу предложения.

Учитель: Правильно ответила и Анфиса.

Учитель: Потому что задала вопрос от глагола: объелся чем?

Учитель: А вот Вася ошибся.

Учитель: Он, конечно, правильно сделал, что обратил внимание на предлог.

Учитель: Но предлоги в и на нам встречаются в двух падежах: предложном и винительном.

Учитель: В предложном падеже слова с этими предлогами обозначают место и отвечают на вопрос где? (в чём?).

Учитель: В винительном падеже слова с этими предлогами называют направление действия и отвечают на вопрос куда? (во что?).

Учитель: Так что Васе нужно было задать вопрос от глагола: пришёл куда? Тогда бы он понял, что  это винительный падеж.

Учитель: Итак, падеж несклоняемых существительных определяется как ?

Дети: Падеж несклоняемых существительных определяется так же, как падеж склоняемых существительных: нужно задать вопрос от того слова, к которому оно относится. (слайд9)

Учитель:

-Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

Сейчас мы запишем в тетрадь словосочетания и будем определять падеж имён существительных. Падежи вы будете показывать при помощи карточек.

играть на пианино (п)

войти в фойе (в)

пить по утрам кофе (в)

выйти из метро (р)

победить в ралли (п)

слушать по радио (д)

рядом с мисс  Мери (т)

-А теперь запишем предложение и определим падеж несклоняемых им. сущ.

Морж спросил у кенгуру:

«Как выносишь ты жару?»

«Я от холода дрожу!» —

Кенгуру сказал моржу. (слайд 10

VII. Включение в систему знаний. Повторение. (15 мин)

Цель:

-познакомиться с написанием нового словарного слова «шоссе», его значением, употреблением в речи;

— закреплять умение обучающихся проводить синтаксический разбор предложения и морфологический разбор имен существительных;

 

Учитель:

Среди словарных слов есть несклоняемое имя существительное. Это слово  шоссе. (слайд 11)

Шоссе — дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения транспорта.

Запишем это слово, поставим ударение, точку под безударной гласной.

Составим предложение, запишем и разберём его.

По шоссе мчатся машины.

ПДД:   Как нужно вести себя на загородной дороге?

Помните, что после дождя нужно быть особенно внимательным и осторожным на дороге, тормозной путь машин увеличивается!

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность, зафиксировать неразрешенные трудности, обсудить и записать домашнее задание.

Сегодня на уроке я: (слайд 12)

Научился…

Было интересно….

Было трудно….

Мои ощущения….

Этот урок дал мне для жизни…

Больше всего понравились задания…                 

Домашнее задание упражнение №156, стр. 65 правило.