Как облегчить период поступления в детский сад?
№ 95
(Совет педагога-психолога)
Лилия САБИРЗЯНОВА,
педагог-психолог I квалификационной категории детского сада №117 г. Казани
Когда ребенок идет в детский сад – это сложный период как для малыша, так и для родителей. Первые посещения дошкольного образовательного учреждения можно назвать даже испытанием для всех членов семьи. Это может быть слезы, капризы, тревожные состояния, апатия которые непосредственно передаются родителям. Можно сказать, это не полный список внешних проявлений, который родители могут считать капризами. На самом деле проблемы могут лежать достаточно глубже и нужно обязательно помочь ребенку преодолеть этот трудный период.
По моим наблюдениям замечено, что разлуку с мамой больше всего переживают мальчики, чем девочки. Мальчики тяжелее девочек переносят это состояние. Именно в период от 3 до 5 лет они максимально привязаны к матери, плюс кризис 3 лет у них проходит обычно более выражено.
Как облегчит привыкания к детскому саду?
Период адаптации обычно психологи разделяют на три этапа:
– подготовительный;
– основной;
– заключительный.
Я считаю, что во время подготовительного этапа, ребенку необходима информировать про детский сад. Что представляет из себя детский сад? Чем занимаются? Можно сходить и познакомить с воспитателем, показать как играют в группе дети, влить косвенно ребенка в эту атмосферу. Рассказать интересную историю ребенку из свой жизни. Даже можно обратить внимание ребенка на красоту вокруг и уют внутри детского сада. Обязательно нужно приучить ребенка навыкам самообслуживания: самостоятельно одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом, пользоваться ложкой. зубной щеткой, а также за некоторое время до посещения детского сада установить режим дня, близкий режиму детского сада.
Основным этапом является пребывание ребенка в группе на непродолжительное время начиная от двух до трех часов в день, в первые две недели. Обязательно нужно говорить малышу когда вы вернетесь, чтобы малыш не думал, что вы его покинули. После возвращения из детского сада желательно поиграть в интересные, развивающие игры с ребенком. Ваш ребенок становится взрослым и самостоятельным и нужно подчеркнуть, что сейчас он как папа и мама ходит на работу, так как это может поднять самооценку вашего ребенка. Самым важным моментом является сформировать у ребенка положительные эмоции.
На заключительном этапе ребенок должен оставаться примерно на четыре часа и более и оставлять ребенка на дневной сон, постепенно подготавливать ребенка к более длительному отрыву от дома. Обязательно спрашивайте у ребенка: Как прошел день? Что сегодня было на обед? В какие игры играл? С кем познакомился? Что было интересного? Конечно же нужно интересоваться пройденным днем. Поддерживать и поощрять ребенка за различные успехи и достижения. Нужно настраивать ребенка на то, что в садике будет много детишек, что там будет интересно, так как именно настрой родителей формирует хорошее отношение к детскому саду. Когда нормализуется аппетит, сон, настроение ребенка то можно сказать что адаптационный период завершился. Самой главной задачей родителей – помочь ребенку в адаптационном периоде.
Хочется подчеркнуть, что адаптационный период у всех детей проходит по-разному. У кого-то проходит не заметно, а кто-то сталкивается с различными проблемами. Нужно обязательно родителям проявлять терпение, доброжелательность, помочь ребенку освоиться, к новому образу жизни.
Одним из важных советов, является рассказ малышу о том, как, например, зайка, с которым бы ребенок ассоциировал прежде всего самого себя, пошел в детский сад. И как ему там понравилось, как ему было там весело и хорошо. Следует проигрывать такие сказки. Но ключевым моментом в сказке должно быть возвращение мамы за малышом. Косвенным образом это и подготавливает ребенка к детскому саду.
И для того чтобы ваш ребенок прошел этот период безболезненно, предлагаю несколько советов вашему ребенку:
Советы, чтоб привыкание к саду протекало легко:
– Необходимо готовиться заранее к детскому саду.
– Оставляйте ребенка в первые дни не более, чем на 2 – 3 часа.
– Не разговаривать при ребёнке о проблемах, связанных с садиком.
– Осмотрите цветовую гамму будущей группы, наличие игрушек.
– Дома ввести распорядок как при режиме дня в детском саду.
– Дайте малышу в сад любимую игрушку.
– Заблаговременно познакомить ребёнка с детишками и воспитателем садика, в который он пойдёт.
– Всегда будьте на стороне своего малыша. Никто кроме вас не знает что лучше для вашего карапуза. Одним действительно нужна строгость, другим – мягкость.
– Не демонстрировать своё волнение и беспокойство перед поступлением в сад.
– Спланировать отпуск таким образом, чтобы в первый месяц хождения в сад вы могли забирать его оттуда пораньше.
– Постоянно напоминать ребёнку о своей безусловной любви к нему.
– Расставаясь, не забудьте сказать ребенку, что вы вернетесь за ним.
– Следует постоянно говорить как вы его любите, что он вам очень дорог.
– И конечно же, самыми значимыми остаются внимание, любовь и поддержка родителей.
– Если будете следовать этим советам, думаю, что адаптация к детскому саду пройдет менее болезненным.
Спасибо вам за внимание …
Игры для адаптации детей к детскому саду
Игра «Мой дружок»
Цель. Способствовать эмоциональному благополучию детей.
Оборудование. Пластмассовые крючки, прикрепленные на дверцы шкафчиков в раздевальной комнате; коробка с маленькими мягкими игрушками с прикрепленными на них петлями
Ход игры
Психолог приглашает детей посмотреть на зверушек, которые сегодня пришли к детям в гости. Затем дети по очереди достают понравившуюся игрушку.
Психолог. Ребята, эти зверушки будут теперь всегда жить в детском саду и ждать вас по утрам, когда вы придете в детский сад. Давайте повесим их на дверки наших шкафчиков. Теперь у каждого из вас будет свой дружок!
Игра «Осенние листочки»
Цель. Способствовать снятию эмоционального напряжения, сплочение детей.
Оборудование. Игрушка гномик, осенние листочки из картона разных цветов, аудиозапись медленной музыки.
Ход игры
Психолог рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.
– Давайте назовем, какого цвета листочки.
– Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.
Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.
– А хотите потанцевать с гномиком?
Психолог, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.
Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.
В заключение гномик благодарит малышей.
Игра « Колючий ежик»
Цель. Развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.
Оборудование. Массажный мяч.
Ход игры
Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. Психолог кладет шарик на ладонь ребенка, прокатывает «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, чуть дольше задерживайтесь на подушечке каждого пальчика. Действие сопровождаются стихами:
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебе по ладошечке,
Ходит бродит вдоль дорожек
Весь колючий серый ежик,
Ищет ягодки- грибочки,
Для сыночка и для дочки.
Игра «Рисуем на манке»
Цель. Развитие тактильной чувствительности, развитие воображения, развитие мелкой моторики руки, релаксация для рук, визуализация понятия «Я».
Оборудование. Цветные пластиковые подносы, манная крупа.
Ход игры
Когда на улице становится тепло, дети собираются в песочнице. Можно создать свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежало стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в игру. В целом играть с манкой очень полезно и интересно.
Полезно выполнять двумя руками. Игра помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, интуитивного, эмоционального правого полушария.
Литература:
1. Рожкина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.
2. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2007.