Как мы помогали роботу Робику

(Конспект итогового занятия по развитию речи и по обучению грамоте в старшей группе)

 Розалия ГАЛЛЯМОВА,

воспитатель

детского сада №115

комбинированного вида

г.Казани

 

 

Задачи:

Образовательные:

– формировать умения обобщать, классифицировать;

  • закрепить умение использовать все части речи; закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове; закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии.

Развивающие: 

– развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе решения не стандартных вопросов; добиваться полных ответов на вопросы;

 

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.

 

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

 

Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, дидактические игры, физкультминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.

Здоровьесберегающие технологии: физкультурная минутка.

 

Демонстрационный материал:

1) фотография робота;

 2) иллюстрации к сказкам «Три медведя», «Федорино горе», «Цветик- семицветик», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Репка», «Дюймовочка»;

3) микрофон;

4) мяч;

5) 2 подноса, игрушечная машинка и кукла, набор лего;

6) для звукового анализа слова «мама» магнитные буквы.

 

Раздаточный материал: предметные картинки, листок бумаги, цветные карандаши для звукового анализа слова, раскраски от Робика.

Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно-  печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок, разучивание физкультминуток.

 

Ход занятия:

 

Вводная часть

Дети с воспитателем начинают занятие на ковре.

Руки к вверху поднимаем

Тучи смело разгоняем

Будет день у нас прекрасный

С добрым утром, солнце, здравствуй!

 

Звонит телефон, голосовое сообщение: «Привет друзья, я робот Робик из планеты Арион. Я тоже хожу в детский садик. Мне нужно решить разные задачи, пройти испытания, ответить на вопросы. Я один не справляюсь, прошу помощи. Отправляю вам свою фотографию, задания и небольшие сюрпризы.

Вот фотография Робика. На голове антенна, через эту антенну вся информация передается к планете Арион. Робик нас слышит и видит.

 

– Друзья, что будем делать? Поможем Робику?

– Спасибо друзья за желание помочь. Чтобы решить задачи, пройти трудности, испытания, преграды, какими мы должны быть?

– Правильно друзья, смелыми, храбрыми, внимательно слушать вопросы, отвечать громко, полным ответом, помогать друзьям.

Дети садятся на стулья.

Задание № 1 «Путешествие по сказкам»

На мольберте иллюстрации к сказкам.

– В какой сказке героям не понравилось, что трогают их вещи?

(стулья, ложки, тарелки, кроватки)

– Назовите героев по именам. (Три медведя: Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

– В какой сказке бабушка была ленивая, не любила мыть посуду? Посуда и все вещи убежали от нее. Кто автор этой сказки? (К.И.Чуковский   «Федорино горе»). Какие сказки К.Чуковского вы знаете? («Телефон», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Мойдодыр» «Муха-Цокотуха» «Краденое Солнце»).

– Отлично.

– В какой сказке героиня выходит из сложных ситуации с помощью цветка? (Цветик-семицветик). Как зовут девочку? (Женя). Самый добрый поступок Жени?

– В сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» из чего лиса предложила волку сделать удочку? (из собственного хвоста). Какой волк в этой сказке? (голодный, доверчивый, неумный, глупый).

– К какой сказке подходит пословица «Один в поле не воин»? В этой сказке дед со своей семьей и домашними животными собрал очень большой урожай (Репка). Без кого не могли вытащить репку?

– В какой сказке самая маленькая девочка в мире? (Дюймовочка).

Кого удалось спасти Дюймовочке? (ласточку)

– Молодцы. С этим заданием справились, Робик доволен.

 

Задание № 2 «Составь предложение по картинкам».

Сюрприз от Робика, он отправил нам волшебный микрофон, вы берете карточку, составляете предложение и говорите в микрофон, а Робик все слышит.

– Замечательно, вы хорошо потрудились, можно и отдохнуть.

 

Физкультминутка.

Робик делает зарядку

И считает по порядку

Раз-контакты не искрят

Два – суставы не скрипят

Три – прозрачен объектив

И исправен и красив

А мы руками хлоп-хлоп

А мы глазами миг-миг

А мы плечами чик-чик

Все движения повторяли

От Робика не отставали!

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.

 

Задание № 3 Игра «Наоборот»

– Я называю слово и кидаю мяч, вы ловите, называете противоположное слово по смыслу и бросаете мяч обратно мне.

– Сладкий – кислый, горячий – холодный, высокий – низкий, тяжелый – легкий, храбрый – трусливый, мягкий – твердый, небо – земля, старый – молодой, белый – черный, громко – тихо, день – ночь, солнце – луна, глубокий – мелкий, широкий – узкий, грязный – чистый, смеется – плачет, открывает – закрывает, начало – конец, худой – толстый, сырой – вареный, снег – дождь, крупный– мелкий.

– Отлично.

 

Задание № 4. Игра «Какая?»

 

У Робика любимая игрушка – машинка, а у его подруги Рабики – кукла. Они соревнуются, кто больше назовет слов (какая игрушка?). Отвечать нужно только одним словом, за каждый ответ – фишка. У нас тоже соревнования: мальчикам – машинка, девочкам – кукла. Вот 2 подноса с игрушками, назовите какая игрушка и ставьте фишку (лего) на поднос. В конце посчитаем и узнаем результат.

– Замечательно. Робику понравились ваши ответы.

Дети садятся со своими стульями за столы.

 

Задание № 5 «Перепутанные буквы»

На доске с магнитными буквами написано АМАМ.

Робик хотел написать слово «мама», но перепутал буквы. Нужно помочь. В этом слове сколько слогов, сколько букв. Определите гласные и согласные буквы, начертите прямоугольник и разделите на три равные части.

– Сколько квадратиков получилось? (4)

– Напечатаем буквы, и цветными карандашами обозначим их.

– Молодцы, помогли Робику, распутали буквы и написали слово.

На этом задания от Робика закончились, как вы думаете мы справились со всеми заданиями? Какие задания решались легко? Какие задания были трудными?

Робик очень рад, что мы ему помогли, передает большое спасибо. Он отправил вам космические раскраски. Большое спасибо тебе Робик, мы очень рады, что помогли тебе!