К вопросу о воспитании творческого читателя

 

(Из опыта работы)

Ольга МОРОЗОВА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №8 – Центр образования» Советского района г. Казани, заслуженный учитель РТ, почётный работник общего образования РФ, почётный наставник РФ

Программа средней школы по литературе ставит главной задачей предмета нравственно-эстетическое воспитание учеников. В основу курса литературы положено изучение произведения как эстетической и нравственной ценности, которое не замыкается только в рамках времени его создания, но актуально и для сегодняшнего ученика, что позволяет воспринимать произведение творчески, личностно.

В связи с этой задачей встает необходимость развития у учащихся умений и навыков вдумчивого, творческого чтения, среди которых следует выделить:

– умение уловить основную эмоциональную тональность художественного произведения;

– умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

– умение определить авторскую позицию, динамику авторских чувств;

– умение сформулировать тему, идею произведения;

– понимание единства формы и содержания художественного произведения;

– умение представить поэтику автора, систему художественных средств;

– умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, со своими переживаниями и с современной действительностью. Следствием этого является рождение собственных интересных мыслей.

Ставя перед собой задачу формирования этих умений,  ищу методы и приемы, виды и формы работ, в центре которых — творческая деятельность ученика в процессе изучения учебного материала, анализа художественного произведения.

Начиная с 5 класса, учащиеся учатся  литературоведческому анализу художественного  текста. Так, например, работая над рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», выделяем  несколько этапов (пластов), выстраивающихся в логическую цепочку «вдумчивого  чтения»:

– содержание рассказа, сюжет;

– проблемы, лежащие на поверхности (осуждение жестокости, бесчеловечности, межнациональной вражды)

– пробуждение совести

– проблема ответственности человека за происходящее;

– актуальность этой проблемы в действительности;

– формирование чувства ответственности, «чистоты нравственного чувства»…

Очень эффективной и интересной в развитии навыков творческого чтения является форма литературного дневника. Она может быть использована на всех этапах работы над произведением.

Форма литературного дневника

Текст Мои наблюдения, комментарии Мои собственные мысли и рассуждения
Отрывок художественного текста, может быть, просто фраза. Тема, идея, образы, тропы, портрет, художественная деталь  

 

Пятиклассники ведут литературный дневник, где выполняют письменные творческие работы:

– отзыв;

– выписки по теме;

– речевая характеристика героя;

– проблемы, которые показались интересными;

– герой, который мне не понравился;

– спорю с автором;

– спорю с героем;

– жизненная позиция героя и т.д.

Воспитание вдумчивого творческого читателя невозможно без внимательного отношения к слову писателя. С этой целью разработаны уроки по типу «В мастерской художника слова». Идем с ребятами от языка, художественно-языковой формы – к образам – персонажам, к системе взаимосвязи образов, их взаимодействию и далее – к идейному содержанию произведения.

Предлагаю фрагмент урока литературы в 5 классе «В мастерской художника слова. Крылов и его басни».

Ставится задача урока.

Учитель. Предлагаю вам, ребята, посмотреть, как работает слово у Крылова. А для этого отправимся в мастерскую баснописца, в мастерскую художника слова. Сегодня в ней две басни « Волк и ягненок» и « Волк на псарне».

Обратите внимание на то, что в обеих баснях есть Волк. Я думаю, нет надобности сейчас говорить о том, какой человек скрывается за образом Волка.  Нам важно выяснить, как Крылов смог создать художественный образ, проще говоря, какие слова отбирал (в поле зрения юного исследователя –  речь волка, ягнёнка и слова автора).

Работа в группах, итогом  которой является содержание таблицы.

 

Тематический

словарь

Знаю слова-

понятия

Внимателено отношусь к  слову писателя Пополняю свой

лексикон

И.А.Крылов «Волк на псарне», «Волк и ягненок»      
     
     

 

Таким образом, занятия “В мастерской художника слова” родились из стремления органически соединить уроки русского языка, литературы, развития речи, сделать  уроки уроками открытия «в слове и через слово существенного и необходимого». Подобные уроки позволяют совершенствовать работу над языком художественного произведения, воспитывать эстетически развитого, вдумчивого читателя.