Изучение рассказа «Ванька» А.П.Чехова
(Урок литературного чтения в 3 классе)
Индира ГИЛЬМУТДИНОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №2 г. Лениногорска
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: создать условия для совершенствования навыков работы с произведением А.П.Чехова «Ванька».
Задачи:
– учить вглядываться в картину происходящих событий, формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
– развивать умение работать с текстом;
– развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
– воспитывать у детей чувство сострадания;
– расширить кругозор учащихся знаниями по истории нашей Родины.
Планируемые результаты
предметные:
– учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать;
– учить наблюдать за словом автора, авторской позицией;
– вырабатывать умения работать с текстом;
– формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
личностные:
– воспитывать нравственные качества, культуру общения;
– развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
– умение сравнивать;
– учиться высказывать своё мнение;
коммуникативные:
– учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
– использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа;
познавательные:
– развивать наблюдательность, устную речь, внимание;
– воспитывать у детей чувство сострадания, расширить кругозор учащихся знаниями по истории нашей Родины;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– умение пользоваться знаниями, полученными ранее;
– делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Познавательные ресурсы: учебник, доска, наглядные материалы, проектор.
Ход урока
- I. Организационный этап
- II. Актуализация. Постановка учебной задачи
(Стук в дверь.)
Учитель. Ребята, кто-то стучит в дверь. Нам передали письмо. (Передают письмо.) – Как вы думаете, кто к нам приходил? (Почтальон)
– В каком произведении, которое мы с вами проходили на предыдущем уроке главный герой писал и отправлял письмо? («Ванька»)
– Кто автор этого произведения? (А.П.Чехов)
– Подумайте, кто главный герой произведения (Ванька)
– Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Читать, анализировать, сотрудничать, составлять портрет героев и т.д.)
– Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать над произведением А.П.Чехова «Ванька».
- II. Введение в тему урока
Учитель. На прошлом уроке вы познакомились с этим произведением. Какие чувства вызвало оно у вас? (Грусти, печали, безысходности.)
III. Работа по тексту
(Выборочное чтение, работа над заданиями к тексту.)
Учитель. Откройте учебники на стр. 165.
– Найдите и прочитайте отрывок о том, как Ванька собирается писать письмо. (Слайд. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.)
– Поразмышляйте, какие чувства мог испытывать при этом Ваня? (Страх, смятение, одиночество.)
– Я предлагаю вам, создать портрет Вани. Мы будем работать в группах.
Когда происходили события в произведении? (В рождество.)
– Перед вами на парте елочные игрушки, где написаны слова, характеризующие людей. Вы выбираете только те, которые подходят к образу Вани и украшаете елку. Ведь и Ваня любил украшать елку в деревне. (Читают, вешают.)
– Кто желает прочитать какой портрет главного героя у нас получился? (Ответы учащихся.)
– Ребята, вспомните, кому писал письмо Ванька? (Дедушке.)
- IV. Закрепление
Учитель. Посмотрите на слайд. Вам даны портреты мужчин. Как вы считаете, на каком из этих портретов изображен Константин Макарыч? Почему вы так решили, докажите.
– Я предлагаю вам поиграть. Встаньте все в круг. Правила игры следующие…
- Назови жанр произведения. (Рассказ)
- Почему Ваню отправили в город к сапожнику? (Чтобы он научился ремеслу.)
- Объясни, почему Ване было тяжело у сапожника? (Вместо того, чтобы учить ремеслу, его обижали, заставляли работать днем и ночью.)
- Предложи. Как бы ты поступил, если бы был на месте Вани?
- Придумай счастливый конец произведения.
- Поделись. Прочитав это произведение я узнал, какое тяжелое детство было у детей.
Физминутка
Учитель. А теперь отдохнем. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, тихо до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем.
- V. Обобщение нового материала
Учитель. Ребята, кто был самый внимательный, вспомните, какая фраза из этого произведения часто употребляется и сейчас? (На деревню дедушке.) А что же значит эта фраза сейчас? (Неизвестно куда.) (Слайд)
– Ребята, выскажите свое мнение, а что самое важное в рассказе, который вы прочитали? (Письмо Ваньки.) Почему? (Он надеялся, что дедушка его заберет.) (Слайд)
– Как вы думаете, получит дедушка это письмо? Подумайте, почему Ванька неправильно подписал конверт? (Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.)
- VI. Закрепление
Учитель. А теперь поработаем в паре. Вам необходимо ответить на вопросы теста по содержанию текста. Далее поменяться листочками и проверить работу соседа по парте опираясь на слайд.
- Сколько лет было Ваньке?
а) 10; б) 9; в) 8.
- К кому в учение был отдан Ванька?
а) к сапожнику Алёхину; б) Осипу Абрамовичу; в) сапожнику Аляхину.
- Какое имя и отчество было у дедушки чеховского Ваньки Жукова?
а) Макар Константинович; б) Константин Макарович; в) Пётр Макарович.
- Кем служил дед Ваньки у господ?
а) кучером; б) пастухом; в) сторожем.
- Кто обучил Ваньку грамоте?
а) мать; б) сапожник Аляхин; в) барышня Ольга Игнатьевна.
Учитель. Поднимите руку, если вы завершили работу. Поменяйтесь листочками.
Критерии оценивания
У кого нет ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3».
Учитель. Ребята, вспомните, чем заканчивается рассказ? (Многоточием.)
– Как вы думаете, почему? (Это будущее, и мы не знаем, что может произойти в будущем.)
VII. Творческая работа по произведению
Учитель. А сейчас, ребята, я предлагаю вам отправиться в прошлое. Давайте напишем письмо Ване. Перед вами лежат незаконченные письма, которые вам предстоит дописать с соседом по парте. И писать мы с вами будем пером.
Правила письма. Нужно обмакнуть перо в чернило, встряхнуть и сильно не надавливая начинаете писать.
Кто из вас хочет выступить в роли Ваньки?
Здравствуй,Ваня!
Меня зовут… Прочитав твою историю, мне стало тебя жалко. Я тебе желаю…
Удачи!
Учитель. Какая пара хочет прочитать письмо?
Ваши письма пришло время сложить в конверт, как подписывать конверт вы уже умеете с уроков русского языка. Как вы думаете, сможем ли мы отправить его Ваньке? Почему нет?
– Хотелось бы вам, чтобы ваше письмо дошло до адресата?
– Давайте мы отправим их герою произведения и подпишем следующим образом. (Слайд) (Бросают письма в почтовый ящик.)
VIII. Подведение итогов урока
Учитель. А теперь давайте вернёмся в наше время.
– Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, живут в семьях, много возможностей для всестороннего развития.)
– Ребята, у вас какое детство? (Счастливое.) (Слайд)
– А что это значит для вас счастливое детство? Скажите одним словом.
- IX. Домашнее задание
- Давайте представим, что письмо Ваньки дошло до его дедушки. Напишите ответное письмо дедушки для Ваньки.
- Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.