Изучение рассказа «Бабка» В.А.Осеевой
№ 176
(Урок чтения в 5 классе)
Эльмира ХУСАИНОВА,
учитель-дефектолог I квалификационной категории школы-интерната №1 для детей с ОВЗ г. Казани
Тип урока: обобщающий.
Цель: сформировать у учащихся чувство бережного и уважительного отношения к пожилым людям на примере рассказа В.А.Осеевой «Бабка».
Задачи:
обучающие: формирование навыков аналитической работы над текстом, умения находить подтверждение своего мнения словами из текста, умения понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, формирование навыка анализа поступков героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого;
коррекционные: коррекция и развитие устной речи (воспроизведение речи), коррекция мышления через умение делать словесно-логические обобщения, развитие умения сравнивать, анализировать;
воспитательные: воспитание чувства уважения к пожилым людям, близким в семье, формирование высших духовных качеств (совесть, доброта, милосердие, жалость), выработка положительных норм поведения.
Оборудование: портрет В.А.Осеевой, мультимедийный проектор, экран, таблица с новыми словами, плакаты с поговорками из текста, индивидуальные карточки, учебник по чтению для 5 класса для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/авт.-сост. З.Ф.Малышева. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
Учитель. Начнём урок чтения с чистоговорок.
Дети.
Давайте разговаривать,
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно:
Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи,
Ры-ры-ры – нас кусают комары,
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
За-за-за – уходи домой, коза!
Бы-бы-бы – у реки растут дубы,
Фы-фы-фы – повязали все шарфы,
Ты-ты-ты – норку вырыли кроты
Цу-цу-цу – все идём мы к продавцу.
II. Актуализация знаний
1. Учитель. Прежде, чем сказать вам, о чём будем говорить на уроке, угадайте загадки. О ком или о чём идёт речь?
– Когда все вместе: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Что это? (Семья)
– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на земле – это … (мама).
– Он маленький, пищит, доставляет много хлопот, но всё равно его все любят. (Ребёнок)
– Это не человек, и его любят все члены семьи – это … (домашнее животное).
– Она вяжет всем носки и печёт самые вкусные пирожки. Кто это? (Бабушка)
Учитель. Да. Сегодня на уроке речь пойдёт о бабушке из рассказа В.А.Осеевой «Бабка». (На доске портрет бабушки.) Посмотрите на этот портрет. Что вы можете сказать об этом человеке?
Учащиеся. Она старая, всё лицо в морщинах, но взгляд добрый. Видно, что у этой бабушки была трудная жизнь. Она выглядит очень уставшей…
2. Проверка домашнего задания.
Учитель. Давайте вспомним содержание рассказа. (Ученик рассказывает содержание 1-й главы.)
Учитель. Как относились к Борькиной бабушке в семье? Как о ней говорили? Подтвердите свой ответ строчками из текста. Почему бабушка вставала раньше всех? Чем был занят её день? (Второй ученик рассказывает содержание 2-й главы.)
Учитель. Как Борька относился к своей бабушке? Покажите на примерах, что он был груб и невнимателен к ней.
– Почему бабушка просила Борьку заботиться о матери? (Выставление оценок за домашнюю работу).
III. Основная часть.
1. Чтение 3-й главы.
а) чтение-жужжание;
Учитель даёт индивидуальные задания (карточки) для слабоуспевающих: найти спрятанные слова «бабушка», «доброта», «забота» и подчеркнуть их карандашом:
МОРТНОРШБАБУШКАКТВИФТЦОАКЛОПАБУШПА;
СОМРОПВЛДРЕАКВРЗДОБРОТАКА;
ЛУЕВАДЛРНАИТРОЗАБОТАРИВОЛКОР.
б) чтение по одному (по цепочке);
Проверка индивидуальных заданий.
– Как воспитан друг Борьки? Как повлияли на Борьку слова его товарища? Что он понял? Достаточно ли человеку на старости лет быть только сытым? Какие черты характера стали проявляться у Борьки? Найдите в 3-й главе слова, подтверждающие то, что Борька стал меняться.
2. Разбор 4-й главы. (Дети пересказывают главу.)
– Как воспринял Борька смерть бабушки? Что произошло в его душе, когда он получил последний бабушкин подарок? Что он понял?
Физминутка
IV. Закрепление
1. Словарная работа.
Учитель. В тексте встречались новые слова, мы их уже разбирали. Вспомним их значение. Как понимаете эти слова:
тучная, зять, здрава, выцветшие глаза, маяться, горькая старость?
(Ученики хором, затем по одному повторяют слова, хлопками в ладоши определяют количество слогов и объясняют значение слов.)
Учитель. Ребята, на протяжении всего рассказа бабушка говорить Борьке много пословиц и поговорок. Вы должны были найти их в тексте и записать в тетрадь. (Ученики по одному зачитывают выписанные пословицы, учитель вешает на магнитную доску плакаты с этими поговорками.)
От плохого человек крепче делается, от хорошего у него душа зацветает.
Старое – что малое.
Трудней всего 3 вещи в жизни: Богу молиться, долги платить да родителей кормить.
Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать.
Жизнь всему учит.
Что убьёте, того не вернёте.
Ученики объясняют значения поговорок.
3. Тест.
Учитель. Разложите на парте карточки с буквами А. Б, В, Г. (На экране вопросы.) Прочитайте вопросы и выберите правильный вариант ответа.
Вопрос 1. Как относились к Борькиной бабушке в семье?
а) заботливо; б) равнодушно; в) не считались с ней, обижали; г) с благодарностью.
Вопрос 2. Как вы думаете, станет ли Борька добрее к людям?
а) нет, не станет; б) да, станет добрее; в) останется таким же; г) станет ещё грубее.
Учитель. Рассказ В.А.Осеевой называется «Бабка». Какой оттенок несёт в себе это слово? (Неуважение, пренебрежение.)
На экране – ряд слов: бабушка, бабка, бабуля, бабулечка, бабуся.
Учитель. Скажите, какими словами нельзя обращаться к бабушке? («Нехорошие» слова исчезают с экрана.)
Учитель. Ребята, я знаю, что вы подготовили рисунки-портреты своих бабушек. Покажите их нам и коротко расскажите о своей бабушке. (Ученики выходят к доске и каждый, держа портрет своей бабушки, рассказывают о ней. Рисунки учеников учитель закрепляет на магнитной доске.)
Учитель. Послушайте русские народные пословицы и поговорки о бережном отношении к пожилым людям.
(На экране):
– Старых уважай, а молодых поучай.
– От совета старых голова не болит.
– Не годы старят человека, а горе.
– Не смейся над старым, и сам будешь стар.
V. Заключение
Учитель. Ребята, давайте сделаем вывод. Чему учит нас этот рассказ?
Учащиеся. Мы должны любить и уважать пожилых людей, бабушек и дедушек. Они старые, беспомощные и нуждаются в нашей помощи. Когда-то они о нас заботились, а теперь мы должны за ними ухаживать и помогать им во всём.
VI. Домашнее задание
Ннаписать мини-сочинение о своей бабушке.
(Выставление оценок за урок.)