Изучение рассказа «Бабка» В.А.Осеевой

№ 176

(Урок чтения в 5 классе)

Эльмира ХУСАИНОВА,

учитель-дефектолог I квалификационной категории школы-интерната №1 для детей с ОВЗ г. Казани

Тип урока: обобщающий.

Цель: сформировать у учащихся чувство бережного и уважительного отношения к пожилым людям на примере рассказа В.А.Осеевой «Бабка».

Задачи:

обучающие: формирование навыков аналитической работы над текстом, умения находить подтверждение своего мнения словами из текста, умения понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, формирование навыка анализа поступков героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого;

коррекционные: коррекция и развитие устной речи (воспроизведение речи), коррекция мышления через умение делать словесно-логические обобщения, развитие умения сравнивать, анализировать;

воспитательные: воспитание чувства уважения к пожилым людям, близким в семье, формирование высших духовных качеств (совесть, доброта, милосердие, жалость), выработка положительных норм поведения.

Оборудование: портрет В.А.Осеевой, мультимедийный проектор, экран, таблица с новыми словами, плакаты с поговорками из текста, индивидуальные карточки, учебник по чтению для 5 класса для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные  общеобразоват. программы/авт.-сост. З.Ф.Малышева. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2020.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие.

Учитель. Начнём урок чтения с чистоговорок.

Дети.

Давайте разговаривать,

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно:

Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи,

Ры-ры-ры – нас кусают комары,

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

За-за-за – уходи домой, коза!

Бы-бы-бы – у реки растут дубы,

Фы-фы-фы – повязали все шарфы,

Ты-ты-ты – норку вырыли кроты

Цу-цу-цу – все идём мы к продавцу.

II. Актуализация знаний

1. Учитель. Прежде, чем сказать вам, о чём будем говорить на уроке, угадайте загадки. О ком или о чём идёт речь?

– Когда все вместе: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Что это? (Семья)

– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на земле – это … (мама).

– Он маленький, пищит, доставляет много хлопот, но всё равно его все любят. (Ребёнок)

– Это не человек, и его любят все члены семьи – это … (домашнее животное).

– Она вяжет всем носки и печёт самые вкусные пирожки. Кто это? (Бабушка)

Учитель. Да. Сегодня на уроке речь пойдёт о бабушке из рассказа В.А.Осеевой «Бабка». (На доске портрет бабушки.) Посмотрите на этот портрет. Что вы можете сказать об этом человеке?

Учащиеся. Она старая, всё лицо в морщинах, но взгляд добрый. Видно, что у этой бабушки была трудная жизнь. Она выглядит очень уставшей…

2. Проверка домашнего задания.

Учитель. Давайте вспомним содержание рассказа. (Ученик рассказывает содержание 1-й главы.)

Учитель. Как относились к Борькиной бабушке в семье? Как о ней говорили? Подтвердите свой ответ строчками из текста. Почему бабушка вставала раньше всех? Чем был занят её день? (Второй ученик рассказывает содержание 2-й главы.)

Учитель. Как Борька относился к своей бабушке? Покажите на примерах, что он был груб и невнимателен к ней.

– Почему бабушка просила Борьку заботиться о матери? (Выставление оценок за домашнюю работу).

III. Основная часть.

1. Чтение 3-й главы.

а) чтение-жужжание;

Учитель даёт индивидуальные задания (карточки) для слабоуспевающих: найти спрятанные слова «бабушка»,  «доброта», «забота» и подчеркнуть  их карандашом:

МОРТНОРШБАБУШКАКТВИФТЦОАКЛОПАБУШПА;

СОМРОПВЛДРЕАКВРЗДОБРОТАКА;

ЛУЕВАДЛРНАИТРОЗАБОТАРИВОЛКОР.

б) чтение по одному (по цепочке);

Проверка индивидуальных заданий.

– Как воспитан друг Борьки? Как повлияли на Борьку слова его товарища? Что он понял? Достаточно ли человеку на старости лет быть только сытым? Какие черты характера стали проявляться у Борьки? Найдите в 3-й главе слова, подтверждающие то, что Борька стал меняться.

2. Разбор 4-й главы. (Дети пересказывают главу.)

– Как воспринял Борька смерть бабушки? Что произошло в его душе, когда он получил последний бабушкин подарок? Что он понял?

Физминутка

IV. Закрепление

1. Словарная работа.

Учитель. В тексте встречались новые слова, мы их уже разбирали. Вспомним их значение. Как понимаете эти слова:

тучная, зять, здрава, выцветшие глаза, маяться, горькая старость?

(Ученики хором, затем по одному повторяют слова, хлопками в ладоши определяют  количество слогов и объясняют значение слов.)

Учитель. Ребята, на протяжении всего рассказа бабушка говорить Борьке много пословиц и поговорок. Вы должны были найти их в тексте и записать в тетрадь. (Ученики по одному зачитывают выписанные пословицы, учитель вешает на магнитную доску плакаты с этими поговорками.)

От плохого человек крепче делается, от хорошего у него душа зацветает.

Старое – что малое.

Трудней всего 3 вещи в жизни: Богу молиться, долги платить да родителей кормить.

Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать.

Жизнь всему учит.

Что убьёте, того не вернёте.

Ученики объясняют значения поговорок.

3. Тест.

Учитель. Разложите на парте карточки с буквами А. Б, В, Г. (На экране вопросы.) Прочитайте вопросы и выберите правильный вариант ответа.

Вопрос 1. Как относились к Борькиной бабушке в семье?

а) заботливо; б) равнодушно; в) не считались с ней, обижали; г) с благодарностью.

Вопрос 2. Как вы думаете, станет ли Борька добрее к людям?

а) нет, не станет; б) да, станет добрее; в) останется таким же; г) станет ещё грубее.

Учитель. Рассказ В.А.Осеевой называется «Бабка». Какой оттенок несёт в себе это слово? (Неуважение, пренебрежение.)

На экране – ряд слов: бабушка, бабка, бабуля, бабулечка, бабуся.

Учитель. Скажите, какими словами нельзя обращаться к бабушке? («Нехорошие» слова исчезают с экрана.)

Учитель. Ребята, я знаю, что вы подготовили рисунки-портреты своих бабушек. Покажите их нам и коротко расскажите о своей бабушке.  (Ученики выходят к доске и каждый, держа портрет своей бабушки, рассказывают о ней. Рисунки учеников учитель закрепляет на магнитной доске.)

Учитель. Послушайте русские народные пословицы и поговорки о бережном отношении к пожилым людям.

(На экране):

–  Старых уважай, а молодых поучай.

– От совета старых голова не болит.

– Не годы старят человека, а горе.

– Не смейся над старым, и сам будешь стар.

V. Заключение

Учитель. Ребята, давайте сделаем вывод. Чему учит нас этот рассказ?

Учащиеся. Мы должны любить и уважать пожилых людей, бабушек и дедушек. Они старые, беспомощные и нуждаются в нашей помощи. Когда-то они о нас заботились, а теперь мы должны за ними ухаживать и помогать им во всём.

VI. Домашнее задание

Ннаписать мини-сочинение о своей бабушке.

(Выставление оценок за урок.)