Изучение почвы и её состава

№ 186

(Урок-исследования по окружающему миру в III классе)

Таслима САТТАРОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории Тюлячинской средней школы Тюлячинского района   

Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.

Задачи:

познакомить с составом и свойством почвы;

– научить моделировать схему строения почвы;

– научить проводить простейшие опыты.

Оборудование: правила безопасной работы в группах, инструкции по проведению опытов, оборудование для опытов: стакан, почва, бумажная салфетка, лоток, вода, палочка, фолдскопы – 20 штук, учительский комплект, комплект для групповой работы.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Постановка проблемной учебной задачи

Учитель. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Учащиеся. Это почва.

Учитель. Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

III. Открытие новых знаний

Учитель. Сегодня на уроке попробуем стать исследователями, которые изучают состав и свойства почвы. Начнём работу в научной лаборатории. Исследователи работают по плану. Составим план работы.

1.Что такое почва?

  1. Из чего состоит почва?
  2. Свойства почвы.

Приступаем к работе по плану. Что такое почва? Будем работать в группах.

Исследовательская работа

1-й опыт. Изучение почвы при помощи фолдскопа и лупы.

(На примере почвы, взятой из горшка цветов.)

Гипотеза: полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых.

Объект исследования: почва.

Задачи:

– рассмотреть через лупу;

– приготовить микропрепарат почвы;

– рассмотреть микропрепарат в фолдскоп;

– сфотографировать изображение на телефон;

– сделать выводы.

Оборудование и материалы: образцы почвы, лупы, фолдскоп, смартфон (телефон).

План проведения исследования

  1. Пинцетом возьмите почву.
  2. Изготовьте микропрепарат.
  3. Рассмотрите микропрепараты: вставьте подготовленный слайд с образцом в специально отведенную для этого часть фолдскопа, чтобы окошко оказалось напротив линзы, и рассматривайте объект в проходящем свете. (Подробности, как вставлять образец и фокусировать изображение, прочитайте в инструкции.)
  4. Сделайте снимок с помощью камеры смартфона.
  5. Наблюдайте полученные изображения и сделайте выводы. Результаты занесите в таблицу:

Таблица 1. Результаты наблюдений.

Изучаемый объект Фото Состав Цвет объекта
Почва      

 

Обсуждение результатов:

– Какого цвета почва? (Тёмного цвета.)

– Что еще увидели? (Части растений, камешки, песок, останки животных.)

– Укажите, подтвердилась или нет ваша гипотеза.

Вывод. Почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли. В составе почвы есть части растений и животных, песок и глина.

2-й опыт. Изучение почвы.

Объект исследования: почва.

Цель работы: изучить состав почвы.

План проведения исследования:

  1. Приготовить почву, стакан с водой.
  2. Опустить в стакан комочек сухой почвы.
  3. Сделать выводы. Полученные результаты занесите в таблицу.

Оборудование и материалы: почва, стакан с водой.

Таблица 2. Результаты наблюдений.

Изучаемый объект Что увидели?
Почва  

 

Обсуждение результатов:

  1. Чем объясняется появление пузырьков воздуха? (В составе почвы есть воздух.)

Вывод. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки. Значит, в почве есть воздух.

3-й опыт

Гипотеза: полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых.

Объект исследование: почва.

Задачи:

профильтровать почву, в которой находилась почва;

– с помощью пипетки помещать несколько капель на чистое стекло;

– стекло ставить на батарею;

– фотографировать изображение на телефон.

– сделать выводы.

Оборудование и материалы: фолдскоп, чистое стекло, лупа, пипетка, телефон.

План проведения исследования:

  1. Профильтруйте воду, в которой находилась почва.
  2. С помощью пипетки поместите несколько капель на стекло.
  3. Ставьте стекло на батарею.
  4. После испарения воды останется белый налёт.
  5. Вставьте подготовленное стекло с образцом в специально отведенную для этого часть фолдскопа, чтобы окошко оказалось напротив линзы, и рассматривайте объект в проходящем свете.
  6. Сделайте снимок с помощью камеры телефона.
  7. Наблюдайте полученные изображения и сделайте выводы. Результаты занесите в таблицу:

Таблица 1. Результаты наблюдений.

Изучаемый объект Фото Состав Цвет объекта
Почва      

 

Обсуждение результатов:

  1. Что увидели? (Белый налет.)
  2. Что это? (Минеральные соли.)

Вывод. Опыт показал, что в почве имеются минеральные соли и могут растворяться в воде.

4-й опыт. Изучение почвы.

Объект исследования: почва.

Цель работы: изучить состав почвы.

План проведения исследования:

  1. Приготовить почву.
  2. Фильтровальная бумага.
  3. Насыпьте на неё немного почвы.
  4. Стряхните почву обратно в стакан.
  5. Сделать выводы. Полученные результаты занесите в таблицу.

Оборудование и материалы: почва, фильтровальная бумага.

Таблица 2 Результаты наблюдений.

Изучаемый объект Что увидели?
Почва  

 

Обсуждение результатов

Вывод. Взяли салфетку, насыпали туда немного почвы и плотно придавили вторым листом. На салфетке осталось мокрое пятно, значит, в почве есть вода.

  1. IV. Первичное закрепление

– Какие слова прячутся в слове плодородие?

– Отсюда и получили слово плодородие – плоды родятся.

– Ко второму пункту плана прикрепляю карточку «Плодородие».

– Наши исследования подходят к логическому завершению.

– Какой вопрос мы сегодня ставили в начале урока?

– Существует ли на самом деле чудесная кладовая или это сказка?

– Как ответите на этот вопрос?

  1. V. Рефлексия. Итог

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Выполнили ли план урока?

Учитель. У вас на партах квадрики красного и зелёного цвета. Если вам всё было понятно на уроке, поднимите зелёный квадрик, а если испытывали трудности, поднимите красный квадрик.