Изучение духовных произведений татарских композиторов на уроках музыки в татарских школах и гимназиях

Изучение духовных произведений татарских композиторов

на уроках музыки  в татарских школах и гимназиях

 

Гульназ МУГАЛИМОВА,

преподаватель вокала и общего фортепиано

детской музыкальной школы №30

г.Казани

 

Изучение мировой духовной музыкальной культуры способствует развитию культурно-эстетических и художественно-творческих способностей учащихся. Воспитанию любви и интереса к религиозным традициям разных народов, тем самым прививая не только чувства национальной гордости, но и толерантности, уважение к культуре других народов.

Разработанный нами урок должен способствовать ознакомлению учащихся разных культур и национальностей с исламскими музыкальными традициями, расширению их общекультурного мировоззрения. Можно выделить два основных направления изучения духовных произведений татарских композиторов на уроках музыки в татарских школах и гимназиях: первое-исполнение первоисточников (духовных жанров: книжного пения, мунаджата, баита), второе – слушание, исполнение произведений профессиональных композиторов, основанных на духовных традициях. Также два направления можно объединить.

Чтобы обеспечить глубокое усвоение духовных жанров учениками. Педагог должен хорошо знать историю, духовные традиции, обряды и культуру народа. Учитывается состав (однородный, смешанный), что очень важно в изучении духовных традиций. Необходимо проявлять уважение и к другим культурам без навязывания какого-либо религиозного вероисповедания.

Важным условием усвоения материала является разработка комплекса специфических форм, методов и приемов учебной работы. Можно выделить четыре группы: традиционные методы, метод творческого характера, методы стимулирования интереса, метод организации творческой деятельности в освоении духовных традиций, преломленных в профессиональной музыке.

К традиционному методу относится разучивание духовных жанров (книжного пения, баита, мунаджата) с помощью «музыкального эха», жестов, плакатов. Процесс слушания духовных жанров, преломленных в творческих татарских композиторов. Может осуществляться в живом исполнении (вокальном и инструментальном) и в записи (СД, аудио-видео).

На уроках используются и такие традиционные методы как беседа, рассказ, чтение, которые знакомят учащихся с историей собирания духовных жанров и их классификацией. В процессе изучения учащиеся узнают новые факты из истории собирания духовных напевов, начинают проявлять интерес к исследовательской работе.

К методам творческого характера можно отнести следующее: ученикам дается задание сопоставить и сравнить духовные жанры татарской музыки, выявить их общие характерные особенности. Сравнить исполнение произведений, основанных на духовных напевах.

Приобщение к духовным жанрам татарской музыки можно осуществить в следующих формах: урок-концерт, урок-старинная легенда, урок-путешествие, урок-дискуссия и т.д.

Приведем примерный план-конспекта урока на тему «Старинные напевы –духовные сокровища татарского народа» для учащихся 4 класса.

Его цель: изучение духовных традиций татарского народа, получивших свое воплощение в музыкальном фольклоре и творческих татарских профессиональных композиторов.

Образовательные задачи: изучить музыкальные жанры баита и мунаджата, рассмотреть продолжение традиций духовной музыка татар применительно к композиторскому творчеству в произведениях Р.Калимуллина и Ш.Шарифуллина.

Развивающие задачи: способность развитию навыков слухового музыкального анализа, мыслительной деятельности учащихся путем сопоставления фольклорных образцов и их переложений композиторами (Баит и его обработка для фортепиано Ш.Шарифуллина; мунаджат и концерт для хора «Мунаджаты» Ш.Шарифуллина);

Воспитательная функция урока: формировать культуру и музыкальный вкус учащихся путем знакомства с духовными образцами музыкального искусства, воспитывать уважение и бережное отношение к духовным сокровищам татарского народа. Материалы: ноты и текст баита «Шәһри Болгар» из фортепианного цикла Ш.Шарифуллина «Старинные народные мелодии»; CD-запись струнного «Квартета №3» Р.Калимуллина; ноты и текст мунаджата «Сагынып жырлыйм».

Таким образом, с помощью приобщения к различным духовным традициям в профессиональном музыкальном искусстве возможно развитие не только художественно-эстетической культуры ученика, но и его духовного мировоззрения.

 

 

Литература

  1. Коврикова Е.В. Духовные сокровища: Сборник пьес Шамиля Шарифуллина «Старинные народные напевы»: учеб. пособие / Е.В.Коврикова, О.Р.Чернова – Казань, 2010.
  2. Салитова Ф.Ш. Развитие музыкально – педагогической культуры Казанского края: середина XVI начало XXвв.: Монография.– Казань,2002.