Изучаем математику
(Образовательная деятельность в старшей группе по ФЭМП с использованием игровой технологии)
Наталья БЕРЕЗОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №146 г. Казани
Задачи:
— Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
— Закрепить знания о последовательности дней недели.
— Закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
— Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
— Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
— Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
— Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются, выстраиваются на коврике. Воспитатель достает конверт.)
Воспитатель. Ребята, к нам пришло письмо.
— Вам интересно от кого это письмо?
— Да.
— Сейчас я его открою и прочту. (Читает письмо.)
«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Фея. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях. На моей полянке произошла путаница, мои подружки бабочки потерялись. И я хочу Вас пригласить к себе на полянку, что бы помогли навести порядок и найти моих подружек. Но что бы попасть на полянку надо выполнить задания.
Воспитатель. Поможем, ребята?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.
1-е задание. Дидактическая игра «Построй цифры».
Дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку, затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют).
По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.
Воспитатель (читает второе задание). Ребята, дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?
— Семь.
Дидактическая игра «Назови день недели»
Воспитатель кидает мяч, ребёнок отвечает на вопрос и кидает мяч обратно.
Вопросы:
- Какой день недели первый по счёту?
- Какой день недели идёт после понедельника?
- Как называется день недели, который наступит завтра?
- Какой день недели стоит по счёту четвёртый?
- Какой день недели стоит между четвергом и субботой?
- Какой день недели по счёту шестой?
- Какой день недели по счёту седьмой, самый последний?
3-е задание. Дидактическая игра «Веселые задачки».
Мы будем их решать с помощью счетных палочек (Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки).
- Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?
- У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?
- Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?
- У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки?
4-е задание. Загадки
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (Треугольник)
Воспитатель. В левом верхнем углу нарисуйте (синий треугольник).
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат).
Воспитатель. В правом нижнем углу нарисуйте (желтый квадрат).
Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья! (Прямоугольник)
Воспитатель. В левом нижнем углу нарисуйте (красный прямоугольник).
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)
Воспитатель. В правом верхнем углу нарисуйте (зеленый круг).
А сейчас проверим.
Какую геометрическую фигуру нарисовали в правом нижнем углу? (Желтый квадрат)
Где нарисовали зеленый круг? (В правом верхнем углу)
В каком углу прямоугольник? (В левом нижнем углу красный прямоугольник)
Молодцы ребята с этим заданием вы тоже справились.
И последнее задание: Фея просит раскрасить бабочки в разные цвета, вырезать их и отпустить на полянку.