«ИЗО-творчество» художественно-эстетической направленности
(Дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся 5 – 7лет)
Лариса ФРОЛОВА,
воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №316 г. Казани
Анна ДЗЮБА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №316 г. Казани
Художественное образование призвано помочь формированию творческой личности, выработать умения и навыки в изобразительном творчестве, привить вкус и стремление к постижению прекрасного. Обучение в изостудии закладывает основы для дальнейшего развития и проявления таланта юного художника.
Родители, уважая стремление ребенка шире и глубже познать изобразительную деятельность, часто хотят раскрыть способности ребенка в дошкольном возрасте. Возникла необходимость создания программы дополнительного образования «Изо-творчество». Программа дает возможность в дошкольном возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей.
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка, создается атмосфера свободного творчества: раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.
Актуальность программы
В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей дошкольного возраста, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Процесс обучения в изостудии направлен на формирование знаний, умений, навыков, но не только в сфере освоения языка изобразительного искусства, а и в сфере опыта творческой деятельности, опыта ценности отношений.
Цели программы конкретизируются в следующих задачах:
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
- Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта.
- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
- Воспитание художественного вкуса и гармонии.
- Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
- Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я –концепции – творца».
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Принципы и подходы к формированию программы
1) Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2) Принцип научной обоснованности и практической применимости.
3) Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
4) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
5) Принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
6) Принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
7) Принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту.
8) Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
9) Принцип развивающего характера художественного образования.
10) Принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
1) Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
2) Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
3) Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
4) Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
5) Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
6) Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
7) Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
8) Принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
9) Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
1) Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
2) Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
3) Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
4) Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
5) Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
6) Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
7) Принцип организации тематического пространства (информационного поля) — основы для развития образных представлений;
8) Принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
9) Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости), деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Возрастная характеристика детей 5 – 6 лет
В изобразительной деятельности 5 – 6-летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью.
Возрастная характеристика, детей 6 – 7 лет
В изобразительной деятельности детей 6 – 7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях
Планируемые результаты освоения Программы
Старший возраст (5 –7 лет)
К концу года должен уметь:
– виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика);
– теплые и холодные оттенки спектра;
– особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;
– различать виды изобразительного искусства;
– владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения;
– смешивать краски для получения новых оттенков;
– экспериментировать с разными материалами одновременно;
– рисовать самостоятельно.
Результаты усвоения программы отслеживаются на каждом этапе обучения путем диагностирования. Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга развития художественно-творческих способностей детей. Аттестация воспитанников проводится 2 раза в год: в начале учебного года (октябрь) и конце (май). Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе образовательной деятельности.
Ребенок, овладевший программой:
– хорошо умеет рисовать пальцами и другими средствами;
– фантазирует и создает необычные образы, использует разные способы;
– создает выразительные образы использую изученные техники рисования;
– использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа;
– плодотворно взаимодействует с другими детьми и педагогом во время выполнения коллективных работ;
– может комбинировать несколько видов нетрадиционных техник.
3 балла – ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;
2 балла – ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
1 балл – ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
Шкала уровней: 1 – низкий уровень; 2 – средний уровень; 3 – высокий уровень.
- Содержание Программы
№1 Введение. Организационное занятие.
№2. Цветоведение.
№3 «Кошечка».
№4 «Щенок спит».
№5 «Заведем хоровод».
№6 «Хором песенку поем».
№7 «Моя улица».
№8 «Мой дом».
№9 «Осенний букет».
№10 «Чай на столе».
№11 «Хризантемы» (цветной фон).
№12 «Тюльпаны».
№13 «Осенний лес».
№14 «Береза».
№15 «Горный пейзаж».
№16 «Река -крутые берега».
№17 «Тарелка».
№18 «Чашка».
№19 «Белый медведь на льдине».
№20 «Панда в Китае»
№21 «Аквалангисты и кораллы».
№22 «Парашютист в облаках».
№23 «Рыба – Кит».
№24 «Динозавр».
№25 «Мой папа» (профиль).
№26 «Бабушка».
№27 «Семеновская матрешка».
№28 «Дымковская барышня».
№29 «Буратино».
№30 «Баба-Яга».
№31 «Насекомые».
№32 «Свободная тема».
- Учебный план
Название темы | Количество часов | Форма контроля |
Введение. Организационное занятие. | 2
|
Беседа |
Цветоведение | 2 | Дидактическая игра |
«Кошечка»
«Щенок спит»
|
2
2 |
Просмотр образовательного продукта |
«Заведем хоровод»
«Хором песенку поем»
|
2
2 |
Опрос. Практическое задание
|
«Моя улица»
«Мой дом»
|
2
2 |
Дидактическая игра. Практическое задание |
«Осенний букет»
«Чай на столе»
|
2
2 |
Педагогическое наблюдение |
«Хризантемы»
(цветной фон) «Тюльпаны»
|
2
2 |
Практическое наблюдение. Опрос |
«Осенний лес»
«Береза»
|
2
2 |
Беседа. Практическое задание |
«Горный пейзаж»
«Река -крутые берега»
|
2
2 |
Педагогическое наблюдение |
«Тарелка»
«Чашка»
|
2
2 |
Опрос. Игра |
«Белый медведь на льдине»
«Панда в Китае»
|
2
2 |
Беседа. Педагогическое наблюдение
|
«Аквалангисты и кораллы»
«Парашютист в облаках»
|
2
2 |
Опрос. Практическое задание |
«Рыба – Кит»
«Динозавр»
|
2
2 |
Практическое задание |
№38 «Мой папа» (профиль)
№39«Бабушка»
|
2
2 |
Конкурс |
«Семеновская матрешка»
«Дымковская барышня»
|
2
2 |
Практическое задание |
«Буратино»
«Баба-Яга»
|
2
2 |
Практическое задание |
«Насекомые»
«Свободная тема»
|
2
2 |
Практическое задание.
Опрос |
64 |
- Методическое сопровождение Программы
Педагог предоставляет свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Обучение осуществляется в форме вовлечения ребенка в различные виды деятельности в области изобразительного искусства (см. Учебно-тематический план). Изобразительная деятельность ребенка проходит в сотрудничестве с преподавателем, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых рецептов и решений, а направляет свой ум, фантазию, память.
Для реализации целей программы используются формы и методы обучения, направленны на обогащение творческого воображения, мышления, развитие увлеченности изобразительной деятельностью.
Формы организации
– Игровая ситуация;
– проектная деятельность;
– мастерская;
– коллекционирование;
– викторины;
– конкурсы;
– беседа;
– экскурсии;
– наблюдения;
– рассматривания.
Все формы носят интегративный характер, т.е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.
Методы реализации Программы
Название метода и его краткая характеристика | Особенности деятельности взрослого | Особенности деятельности ребёнка |
Информационно-рецептивный метод – экономный путь передачи информации | Предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения | Восприятие образовательного материала, осознание, запоминание |
Репродуктивный метод основан на многократном повторении ребёнком информации или способа деятельности | Создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением | Актуализация представлений, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание |
Эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях) | Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей | Восприятие и осмысление задания, актуализация представлений, самостоятельное решение части задачи, запоминание |
Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем | Составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов | Восприятие проблемы, составление плана её решения (совместно с воспитателем), поиск способов, контроль |
- Организация работы по Программе.
Срок реализации программы – 1 год.
В год проводится 64 занятия, в месяц – 8 занятий, в неделю – 2 занятия.
Продолжительность занятий:
25 минут – 5 – 6лет;
30 минут – 6 – 7лет.
Материально-техническое обеспечение Программы
Дидактический материал:
– по цветоведению;
– по народно-прикладному творчеству;
– по художественным жанрам;
– по зрительной гимнастике;
– картотека физминуток.
Наглядные пособия:
– репродукции русских и зарубежных художников;
– алгоритмические таблицы;
– образцы народного творчества;
– иллюстрации всех видов художественного искусства;
– работы детского творчества;
– презентации о творчестве художников;
– артбуки (тематические папки).
Раздаточный материал:
– краски акварельные в наборе (12 – 18 цветов);
– краски гуашевые в наборе (6 цветов);
– палитра;
– простой карандаш;
– кисть №2;
– кисть №6;
– штампы;
– стакан-непроливайка;
– цветные карандаши в наборе (18 цветов);
– трафареты;
– ластик;
– восковые мелки;
– бумага формата А4;
– муляжи фруктов и овощей;
– салфетки бумажные.
- Методическое обеспечение Программы
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет. 2011.
- Лыкова И.А. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. 2010.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. 2010.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М., 2007г.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. 2004.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность 5 – 6 лет – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М., 2015.
8.Энциклопедический словарь юного художника. – М., 2012.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ Сфера, 2000.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство Пресс, 2004.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
- Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – М.: ООО Попурри, 2005.
Интернет-ресурсы:
http://do.gendocs.ru Развитие творчества у детей средствами нетрадиционной техники рисования. (Дата обращения – 11.08.2015). 15.
http://pedmir.ru Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов. (Дата обращения – 23.08.2015).