Изготовление калфака

 

(Урок технологии в 3 классе)

Зухра БОГАПОВА,

педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования детей «Заречье» г. Казани

Цели:

обобщение и распространение опыта работы по изготовлению женских татаро-башкирских головных уборов;

– научить изготавливать татарский головной убор – калфак из картона с применением ткани;

– совершенствовать у учащихся навыки работы с ножницами при вырезывании, умения пользоваться шаблонами;

– развивать творческие способности, художественный вкус, прилежность и аккуратность в работе;

– воспитание патриотических чувств, уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа.

Задачи:

воспитывать интерес и уважение к татарской культуре и национальным традициям;

расширить представление о калфаке как элементе татарского  народного костюма;

обучить технологии украшения головного убора различными отделочными материалами;

развивать художественный вкус, творческие способности детей;

формировать навыки самостоятельной и групповой работы.

Актуальность. От наших предков до нас дошло богатое наследие – традиционная одежда и украшения, которые за многовековую историю выработали свою особенность, выражающую эстетические идеалы народа. Изучение этой темы актуально, потому что в современных условиях возрастает интерес к прошлому своего народа.

Предварительная работа. Изучение традиций и обрядов татарского нарда, поиск иллюстраций с татарскими национальными костюмами, изучение татарских  народных песен. Поиск фотоматериалов, информации. Оформление уголка татарской культуры.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций); практический метод (последовательное изготовление калфака).

Раздаточный материал: шаблоны круга, ткань, иглы, нитки, ножницы, картонный цилиндр, материалы для декорирования (контур по ткани алмазный)

Наглядный материал: презентация с иллюстрациями, калфак.

Демонстрационный материал: образец готового калфака.

Музыкальное сопровождение: песня «Ак калфак» в исполнении певицы Алсу.

План

  1. Подготовительно-организационный этап.

Театрализованное начало, приветствие гостей, представление участников мастер-класса, сообщение и обоснование выбора темы, определение целей и задач мастер-класса.

  1. Основная часть.

Повторение: беседа учителя с участниками о калфаке как элементе традиционного татарского костюма.

  1. Практическая работа:

– рассмотрение готового образца;

– знакомство с используемыми декоративными материалами;

– разъяснения учителем процесса выполнения работы;

– подбор элементов рисунка орнамента;

– выбор техники исполнения декорирования;

– декорирование калфака;

– демонстрация готовых изделий.

  1. Заключительный этап. Рефлексия.

Ход мастер-класса

  1. I. Подготовительно-организационный этап

(Звучит песня «Ак калфак» в исполнении певицы Алсу.)

  1. II. Основная часть

Педагог. Мы с вами живём в многонациональной стране, где рядом живут русские, мордва, татары. У каждого народа свой вид костюма.

Головные уборы русских, мордвы и татар разнообразны и удивительно красивы.

Калфак – самый распространенный головной убор тюркского народа. Калфак в XVIII- XIX веках, получивший форму «мангайлык», берет свое начало с булгарских времен, от мягких и простых головных уборов.

Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек. Традиционными головными уборами татар били разнообразной формы волосники, покрывала и шапки. Девичьи головные уборы имели отличительную особенность: они как правило имели шапкообразную или калфакообразную конструкцию и надевались вшу волосника. Волосы, заплетённые в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или покрывались специальными девичьим украшением, а позже – лёгким фабричным платком.

Выделяются следующие типы и варианты девичьих шапок:

1-й тип – шапочка с открытом верхом.

2-й тип – шапочка с закрытом верхом.

3-й тип – калфачки.

  1. Практическая работа

Педагог. Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму. (Китайская пословица)

Задание. Сшить и украсить головной убор по образцу.

III. Практическая работа

Технологическая карта работы с тканью «Моделирование головного убора «Калфак»

  1. Расстелить ткань, перенести на неё шаблон круга.
  2. Обвести мелом выкройку.
  3. Вырезать выкройку в количестве 1 шт.
  4. Наметать по краю круга, отступая от края на 5 мм швом «вперёд иголка».
  5. Вставить в центр круга картонный цилиндр.
  6. Затянуть края ниток.
  7. Нанести акрилом орнамент.
  8. Пришить заколку-прищепку.

 

Правила безопасной работы с иглами.

  1. Не бросай иглы. Проверяй их количество перед началом и концом работы. Обязательно найди недостающие иглы.
  2. Не втыкай иглы в обрабатываемый материал или в свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.
  3. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку.
  4. Запасные иглы храни в игольнице.
  5. При сшивании бумаги или картона предварительно проколи отверстие шилом.
  6. При шитье пользуйся напёрстком.
  7. Не применяй иглы вместо булавок.
  8. IV. Заключительный этап. Рефлексия
  9. Самоанализ деятельности обучающихся.

Обучающиеся анализируют свою работу на уроке, отвечая на следующие вопросы:

– Для чего нужен калфак?

– Какие трудности возникли?

– Нравится ли вам ваша работа?

– Чем бы вы хотели дополнить изделие?

  1. Выставление оценок, их аргументация. Постановка домашнего задания.