Изготовление калфака
(Урок технологии в 3 классе)
Зухра БОГАПОВА,
педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования детей «Заречье» г. Казани
Цели:
– обобщение и распространение опыта работы по изготовлению женских татаро-башкирских головных уборов;
– научить изготавливать татарский головной убор – калфак из картона с применением ткани;
– совершенствовать у учащихся навыки работы с ножницами при вырезывании, умения пользоваться шаблонами;
– развивать творческие способности, художественный вкус, прилежность и аккуратность в работе;
– воспитание патриотических чувств, уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа.
Задачи:
– воспитывать интерес и уважение к татарской культуре и национальным традициям;
– расширить представление о калфаке как элементе татарского народного костюма;
– обучить технологии украшения головного убора различными отделочными материалами;
– развивать художественный вкус, творческие способности детей;
– формировать навыки самостоятельной и групповой работы.
Актуальность. От наших предков до нас дошло богатое наследие – традиционная одежда и украшения, которые за многовековую историю выработали свою особенность, выражающую эстетические идеалы народа. Изучение этой темы актуально, потому что в современных условиях возрастает интерес к прошлому своего народа.
Предварительная работа. Изучение традиций и обрядов татарского нарда, поиск иллюстраций с татарскими национальными костюмами, изучение татарских народных песен. Поиск фотоматериалов, информации. Оформление уголка татарской культуры.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций); практический метод (последовательное изготовление калфака).
Раздаточный материал: шаблоны круга, ткань, иглы, нитки, ножницы, картонный цилиндр, материалы для декорирования (контур по ткани алмазный)
Наглядный материал: презентация с иллюстрациями, калфак.
Демонстрационный материал: образец готового калфака.
Музыкальное сопровождение: песня «Ак калфак» в исполнении певицы Алсу.
План
- Подготовительно-организационный этап.
Театрализованное начало, приветствие гостей, представление участников мастер-класса, сообщение и обоснование выбора темы, определение целей и задач мастер-класса.
- Основная часть.
Повторение: беседа учителя с участниками о калфаке как элементе традиционного татарского костюма.
- Практическая работа:
– рассмотрение готового образца;
– знакомство с используемыми декоративными материалами;
– разъяснения учителем процесса выполнения работы;
– подбор элементов рисунка орнамента;
– выбор техники исполнения декорирования;
– декорирование калфака;
– демонстрация готовых изделий.
- Заключительный этап. Рефлексия.
Ход мастер-класса
- I. Подготовительно-организационный этап
(Звучит песня «Ак калфак» в исполнении певицы Алсу.)
- II. Основная часть
Педагог. Мы с вами живём в многонациональной стране, где рядом живут русские, мордва, татары. У каждого народа свой вид костюма.
Головные уборы русских, мордвы и татар разнообразны и удивительно красивы.
Калфак – самый распространенный головной убор тюркского народа. Калфак в XVIII- XIX веках, получивший форму «мангайлык», берет свое начало с булгарских времен, от мягких и простых головных уборов.
Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек. Традиционными головными уборами татар били разнообразной формы волосники, покрывала и шапки. Девичьи головные уборы имели отличительную особенность: они как правило имели шапкообразную или калфакообразную конструкцию и надевались вшу волосника. Волосы, заплетённые в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или покрывались специальными девичьим украшением, а позже – лёгким фабричным платком.
Выделяются следующие типы и варианты девичьих шапок:
1-й тип – шапочка с открытом верхом.
2-й тип – шапочка с закрытом верхом.
3-й тип – калфачки.
- Практическая работа
Педагог. Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму. (Китайская пословица)
Задание. Сшить и украсить головной убор по образцу.
III. Практическая работа
Технологическая карта работы с тканью «Моделирование головного убора «Калфак»
- Расстелить ткань, перенести на неё шаблон круга.
- Обвести мелом выкройку.
- Вырезать выкройку в количестве 1 шт.
- Наметать по краю круга, отступая от края на 5 мм швом «вперёд иголка».
- Вставить в центр круга картонный цилиндр.
- Затянуть края ниток.
- Нанести акрилом орнамент.
- Пришить заколку-прищепку.
Правила безопасной работы с иглами.
- Не бросай иглы. Проверяй их количество перед началом и концом работы. Обязательно найди недостающие иглы.
- Не втыкай иглы в обрабатываемый материал или в свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.
- Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку.
- Запасные иглы храни в игольнице.
- При сшивании бумаги или картона предварительно проколи отверстие шилом.
- При шитье пользуйся напёрстком.
- Не применяй иглы вместо булавок.
- IV. Заключительный этап. Рефлексия
- Самоанализ деятельности обучающихся.
Обучающиеся анализируют свою работу на уроке, отвечая на следующие вопросы:
– Для чего нужен калфак?
– Какие трудности возникли?
– Нравится ли вам ваша работа?
– Чем бы вы хотели дополнить изделие?
- Выставление оценок, их аргументация. Постановка домашнего задания.