Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки
№ 182
Эшкәртте: Сабирҗанов Т.
1 июнь 2021 ел
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки
(Урок технологии в 5 классе)
Лариса ГРИГОРЬЕВА,
учитель технологии средней школы №13 г. Казани
Цели:
– ознакомление с одним из видов металлического полуфабриката;
– совершенствование навыков работы с ручным слесарным инструментом и умений учебного труда;
– формирование технологической культуры.
Задачи:
образовательные:
– познакомить учащихся с основными видами металлов, сплавов, способами добычи и применения их в повседневной жизни человека;
– познакомиться с проволокой, способами её получения и свойствами;
развивающие: показать с эффективным и безопасным приёмы и сформировать первоначальные умения выполнения новых технологических операций ручным налаженным инструментом; способности применять полученные знания об основных приемах обработки металлов и проволоки резанием и давлением на практике;
воспитательные:
– научить вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении вопросов совершенствовать умения, отбирать и использовать необходимую информацию, работая в коллективе;
– воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, эстетический вкус, ответственность за результат своей работы, умение слушать, способность к самооценке.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работа, активные и интерактивные формы учебного сотрудничества.
Методы:
по виду источника информации: словесный, наглядный, исследовательский (при работе в группах), репродуктивный (воспроизведение);
по виду учебной деятельности: самостоятельная работа в группах выполнение практической работ, блиц опрос;
по виду опроса и контроля: самоконтроль, самопроверка, взаимопроверка.
Оборудование и инструменты: компьютер, проектор, проволока разных видов, линейки, круглогубцы, кусачки, плоскогубцы, приспособления для правки и гибки (оправка, шаблон), киянки, молотки, напильники, правильные плиты, изделия из проволоки для демонстрации конструктивных элементов деталей (округление, ушко и др.).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Познавательная мотивация к учебной деятельности
Учитель. Добрый день, ребята! Прочитайте пожалуйста текст, подумайте и скажите, какое слово пропущено?
«Среди находок в древнерусских курганах значительное место занимают изделия из металла: кольца, подвески, перстни, браслеты, цепочки, кольчуги. В самых древних изделиях применялась кованая …, процесс производства которой был настолько трудоемким, что изделия из обычной медной … ценились очень высоко. Чтобы изготовить хотя бы простое колечко для цепочки, кузнец должен был сначала отковать металлический жгут, а затем, нанося частые и равномерные удары молотком, придать ему на глазок – цилиндрическую форму. Разумеется, сделать … с равномерным сечением было не так-то просто».
Предполагаемый ответ: проволока.
Учитель. Посмотрите на экран. Какие красивые изделия вручную и без станков делали наши умельцы! Ребята, посмотрите, какой тяжелый труд был у кузнецов. Ваши ровесники работали вместе с отцами в кузне. (Приложение №1) Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Учащиеся. Знакомиться с изделиями из проволоки.
III. Проблемное объяснение нового материала
Учитель. Цель сегодняшнего урока – изучение изделия проволока, способы работы с проволокой, выполнение поделок из проволоки. Итак, начнем.
Ребята, давайте попробуем дать определение этому изделию. (Выслушивается 1 – 2 предполагаемых ответа.)
Учитель. Давайте проверим себя и найдем определение в учебнике.
Определение. Проволока – это длинномерное металлическое изделие в форме шнура или нити, применяемое в качестве полуфабрикатов для изготовления различных изделий. В диаметре проволока может быть от миллиметров до несколько сантиметров. При механическом или физическом воздействии пластично сгибается под разные углы.
Учитель. Где применяется изделие – проволока?
Учащиеся. Сетка-рабица. пружины, колечки для брелоков и т.д.
Учитель. А давайте посмотрим, каким образом в настоящее время изготавливают проволоку. (Приложение №2)
Для изготовления проволоки используются разнообразные металлы и их сплавы. Чаще всего используются такие металлы как чугун, титан, сталь, медь, никель, цинк, алюминий и их сплавы.
Проволока отличается широтой применения. Так ее можно использовать при изготовлении электрических проводов, пружин, метизов, свёрл, электродов, разнообразных электронных приборов, гвоздей и для прочих целей.
Учитель. С помощью каких инструментов можно выполнить изделия из проволоки?
Учащиеся. С помощью молотка, пассатижи …
Учитель. Посмотрите на рисунки. (Приложение №3)
Учитель. Давайте посмотрим, как работать с проволокой. (Приложение №4)
Учитель. Откройте тетради, запишем технику безопасности. (Приложение №5)
IV. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Учитель. Сейчас поделимся на две группы. (1-я группа остается на местах. Работа с учебником, ознакомление с инструментами, выполнение конспекта. 2-я группа с учителем подходят к демонстрационному столу (происходит знакомство с инструментами, способами правки различных видов проволок и резка. Затем группы меняются.)
Учитель. Теперь, когда вы знаете, как можно править изделие, можете попробовать сами. На рабочем столе лежат необходимые инструменты, проволока, рукавички и защитные очки. Подойдите и возьмите необходимые инструменты и соответствующую проволоку. (Учащиеся под присмотром учителя выполняют задание в парах.)
Учитель. Что такое проволока? Повторим названия инструментов, необходимых для работы с проволокой. Перечислим способы изготовления проволоки. Техника безопасности при работе с инструментами и проволокой.
– Какой инструмент применяется для сгибания проволоки? (Плоскогубцы)
– Какой инструмент поможет сделать кольца и плавные сгибы? (Круглогубцы)
– Приспособление, которое может использовано при сгибании проволоки. (Оправка)
– С помощью какого инструмента можно откусить проволоку? (Бокорез)
– Каким инструментом выпрямляют проволоку? (Киянка)
V. Рефлексия
– Какую цель мы сегодня ставили на уроке?
– Кто достиг поставленной цели?
– Какие умения вам в этом помогли? Какие знания?
– Кто может оценить свою работу: что получилось, над чем надо поработать?
– Кто доволен своей работой?
VI. Домашнее задание
1. Записать видео-репортаж на тему «Изделия из проволоки в моем мире».
2. Выполнить изделия из проволоки. (Приложение №6)
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Техника безопасности при ручной гибке металла и работе с проволокой.
1. Работать можно только исправным инструментом.
2. При работе надежно закрепите заготовку с оправкой в тисках.
3. Наденьте защитные очки.
4. При отрезании заготовки нельзя подносить проволоку близко к лицу.
5. Нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки.
6. На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица.
7. Не стойте за спиной работающего и не работайте, если кто-то стоит за вами.
8. Место излома зачищать напильником.
Приложение №6