История ТАССР в математических задачах
№ 178
История ТАССР в математических задачах
(Проектная работа)
Оксана БУСОВА,
учитель математики I квалификационной категории средней школы №144 г. Казани
Прошлое нашей страны богато значимыми историческими событиями. Одним из них является образование ТАССР в составе РСФСР. Декрет о Татарской Автономной Советской Социалистической Республике был принят ВЦИК и СНК РСФСР 27 мая 1920 года. Этот документ определял государственно-правовые основы автономии ТАССР. Образование Татарской АССР имело огромное историческое значение для татарского народа, всего населения республики. Татарстан имеет глубокие традиции государственности, межнационального согласия и дружбы между народами.
Декрет об образовании ТАССР дал огромный импульс к развитию промышленности, сельского хозяйства, энергетики, нефтехимии, культуры и других отраслей народного хозяйства. Татарстан – богатая ресурсами республика, но её самое главное богатство – это, конечно же, талантливый, трудолюбивый, многонациональный народ, который веками жил и творил на этой территории в мире и согласии.
Как известно, история содержит в себе много различных исторических событий, дат, которые нужно знать и помнить. Я думаю, чтобы лучше ориентироваться во всех исторических событиях, чтобы лучше запомнить исторические даты и разнообразные цифровые данные, необходимо хорошо знать математику. Ведь не случайно говорят, что «математика ум в порядок приводит».
На уроках математики учащиеся решали задачи не только из учебника, но и сами их составляли. Многие из них хотели составить такие математические задачи, содержание которых основывается на исторических фактах, данных, связанных с историей ТАССР. Во-первых, это позволит им лучше узнать историю родного края, во-вторых, научит более творчески относиться к такому серьезному предмету как математика.
Цель работы: представить историю образования и развития ТАССР в математических задачах с целью расширения знаний об исторических событиях родного края.
Задачи:
– изучить историю возникновения и развития ТАССР;
– составить текстовые задачи, которые содержат исторические факты из истории родного края;
– провести статистическое исследование среди одноклассников;
Методы работы: поисковый метод с использованием учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет; практический метод выполнения вычислений при решении различных задач из истории Татарстана.
Возникновение ТАССР
Революционные события 1917 года и последовавшая за ними гражданская война коренным образом изменили политический ландшафт России. Жестокие классовые сражения сопровождались мощным национально-освободительным движением, пытавшимся реализовать исторический шанс на самоопределение народов бывшей империи. Решение о создании ТАССР было принято на заседании Политбюро 22 марта 1920 г., которое Владимир Ильич провел в Москве с делегацией из Казани, в состав которой входили: Бурган Мансуров, Мирсаид Султан-Галиев, Сахибгарей Саид-Галиев. Именно, эти три лидера татарских коммунистов и стали главными организаторами молодой республики. После нескольких месяцев напряженной работы, горячих дискуссий и обсуждений, 27 мая 1920 г. был издан Декрет об образовании ТАССР, а 25 июня 1920 г. считается официальной датой образования Автономной Татарской Социалистической Советской Республики (А.Т.С.С.Р.). Возглавил Ревком республики известный татарский большевик, участник Первой мировой и гражданской войн Сахиб-Гарей Саид-Галеев (1894–1938).
Задача 1. Найдите значение выражений и узнаете дату основания ТАССР (число, месяц, год).
15(22,04-7,08)+3,44в€™3,5=»> – (число)
150,4в€™0,5в€™2,5=»> – (месяц)
156,4в€™(2,4+0,6)в€™100=»> – (год)
Ответ: 27. 05 .1920.
Задача 2. Рассмотрите герб и флаг ТАССР 1926 г.. Раскрасьте герб и флаг Татарстана 1992 г. Узнайте какой цвет надо использовать, решив примеры.
15(-18+23-16+9)в€™(-18)=»> – (красный)
15(-4,5+3,8)в€™(2,01-3,81)=»> – (белый)
151114в€™19-4712в€™411=»> – (зеленый)
Население ТАССР
Становление Татарской АССР происходило в тяжелейших условиях. В республике царили экономическая разруха, эпидемии и голод.
Из архива газеты «Известия ЦК РКП(б)» за 1921–1922 гг.: «Голод на Волге усиливается, голодает до 13 млн. человек – десятая часть всего населения республики. Но благодаря помощи, полученной от шефских губерний, направивших в ТАССР 3 млн. пудов зерна осенью 1921 г., а в 1922 г. – около 5 млн. пудов семян, удаётся провести осеннюю посевную кампанию. Она даёт надежду на то, что масштабы катастрофы перестанут расти».
Задача 3. В 1921 г. республику, как и прилегающее Поволжье охватила засуха, вызвавшая массовый голод. Для борьбы с ним в 1921 – 1922 гг. Татарская республика получила 6 млн. пудов различных видов продовольствия и в 15113″> млн. пудов больше семян из других районов страны. Сколько кг семян получила ТАССР?
Решение:
1) 156в€™113=61в€™43=8″> (млн. пудов семян)
2) 1 пуд = 16,38 кг
3) 8000000·16,38=131040000 (кг) =131040 т семян
Ответ:131040 т семян.
Задача 4. В 1921 г. в ТАССР норма пайка для детей составляет 7,5 фунта муки и 15 фунтов картофеля в месяц. Для взрослых – 3,75 фунта муки и 15 фунтов картофеля. Определите, сколько граммов муки и картофеля выделялось в день на ребенка и на взрослого?
Решение:
1) 1 фунт=0,454 кг.
2) 15(7,5в€™0,454):30=»> 0,1135 кг = 113 г — муки в день на ребенка
3) 15(15в€™0,454):30=»> 0,227(кг)=227(г) картофеля в день на ребенка и на взрослого
4) 15(3,75в€™0,454):30=»> 0,057(кг)=57(гр)- муки в день на взрослого
Ответ: на ребенка – 113 г муки и 227 г картофеля в день, на взрослого – 57 г муки и 227 г картофеля в день.
Для справки: 1 столовая ложка содержит 30 г муки, т.е. 113 г – это примерно 3,5 ложки.
Задача 5. В 1922 г. в Татарской республике население составляло 2677283 человека. Дореволюционного уровня численности населения ТАССР достигла лишь в 1926 г., когда перепись показала, что в республике проживает 3369000 человек. На сколько процентов увеличилось население по сравнению с 1922 г.?
Решение:
1) 1533690002677283В·100=125%»> – составляет население в 1926 г.
2) 151″> 25%-100%=25%
Ответ: на 25 % увеличилось население ТАССР в 1926 г.
Задача 6. ТАССР населяло множество разных народов, в т. ч. русские, татары, марийцы, украинцы и др. Татар было 1263,4 тыс. человек, русских – на 144,6 тыс. меньше человек, чем татар. Чуваш было в 10 раз меньше, чем татар, а количество марийцев составляло 10% от количества чуваш. Сколько тыс. человек было каждой национальности?
Решение:
1) 1263,4–144,6=1118,8 тыс. чел. русские
2) 1263,4:10=126,34 тыс. чел. чуваши
3) 126,34·0,1=12,634 тыс. чел. марийцы
Ответ: русских – 1118,8 тыс. чуваши – 126,34 тыс. ч. марийцев – 12,634 тыс.ч
Задача 7. Численность населения республики, по данным Росстата, на 2020 г. составляет 3902642 чел., в 1922 г. составлял 2677283 чел. Общая площадь Татарстана не изменилась, по сравнению с ТАССР и составляет 67836 км². Определите, на сколько изменилась плотность населения ТАССР?
Решение:
1) 3902642:67836=57,53(чел/кв.м.) плотность в 2020 г.
2) 2677283:67836=39,47(чел/кв.м) плотность в 1922 г.
3) 57,53-39,47=18,06(чел/кв.м)
Ответ: 18,06 чел на кв.м.
Транспорт
В 1925 г. появились автобусы. В начале XX в. в Казани было 5 трамвайных маршрутов. Вместо номеров они обозначались по названиям линий: Волго-Проломная, Воскресенская, Грузинская, Екатерининская, Круговая. Общая протяжённость маршрута составляла более 26 км. Вагоны в трамваях были закрытыми и открытыми. С 1967 г. трамвай появился в Нижнекамске. С 1973 г. – в Набережных Челнах. В 1948 г. в Казани появились первые 8 троллейбусов. А всего через год, в 1949 году, по городу уже ездил 21 троллейбус.
Задача 8. Первый троллейбусный маршрут в Казани был открыт 27 ноября 1948 года. На линию вышли 8 троллейбусов. Их путь от начальной до конечной остановки занимал не более 10 – 12 мин. На всём протяжении маршрута было только 2 светофора. Протяжённость маршрута составляла 11 км. С какой скоростью двигался троллейбус?
Решение:
10 минут= 1516″> час
11: 1516″> =66 (км/ч) скорость троллейбуса
Ответ: 66 км/ч
Казанское метро – самое молодое в России. Оно открылось 27 августа 2005 г. – в год празднования тысячелетия Казани. Строительство началось ещё в 1997 году. На момент открытия в метро было 5 станций. В настоящее время станций уже 11, и в ближайшее будущее будут открыты еще 4 станции. Одна из станций будет называться в честь 100-летия ТАССР!
Задача 9. Метро г. Казани состоит из единственной линии длиной 16,8 км с 11 станциями. Оно проходит с севера через центр на юго-восток города. Определите, с какой средней скоростью двигается поезд, если общее время движения по линии составляет около 20 минут?
Решение:
20 минуты = 1513С‡»>
16,8 : 1513″> =50,4 (км/ч) – средняя скорость поезда метро
Ответ: 50,4 км/ч
Нефтедобывающая промышленность ТАССР.
В послевоенные годы в ТАССР бурными темпами развивались нефтяная и газовая промышленности. Началось осваиваться Ромашкинское нефтяное месторождение – это крупнейшее месторождение России. Открытие месторождения дало начало масштабному строительству первого посёлка нефтяников, названного жителями Зеленогорском, который позднее, 18 августа 1955 года, с присвоением статуса города был переименован в Лениногорск.
Задача 10. Объемы добычи нефти с каждым годом увеличиваются. В 1947 г. дала 72,25 тыс. тонн нефти, а в 1950 г. в 12 раз больше, чем в 1947 г. С 1956 г. Татария долгое время удерживала 1-е место в СССР по добыче нефти. В 1966 году в ней добыто в 100 раз больше нефти, чем в 1950 г. В 1970 г. в Татарии уже добыто нефти на 12% больше, чем в 1966 г. Найдите сколько было добыто нефти в 1970 году?
Решение:
1) 1572,25в€™12=867(С‚»> ыс. т) – в 1950 г.
2) 15867в€™100″> =86700 (тыс. т) – в 1966 г.
3) 86700·1,2=104040 (тыс. т)= 104,04 млн. т – в 1970 г.
Ответ: 104,04 млн. т. в 1970 г.
Татарстанские нефтяники уже в середине 50-х годов XX в. стали бесспорными лидерами в нефтедобывающей отрасли страны.
КамАЗ
В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 т с более экономичным дизельным двигателем. В августе 1969 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли ряд документов «О строительстве комплекса автомобильных заводов в г. Наб. Челнах Татарской АССР». Уже в июне 1979 г. с главного конвейера сходит 100 000-й грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды.
Задача 11. В 1976 г. с главного сборочного конвейера автомобильного завода КамАЗ сошёл первый камский грузовик. Утверждённый на год план –15000 автомобилей, был выполнен досрочно – в октябре 1977 г. перевыполнен на половину. Всего через 3 года был выпущен 100-тысячный автомобиль, а в 2012 г. – уже двухмиллионный! Сколько было выпущено авто в 1977 г.?
Решение:
15000·1,5= 22500 (маш.)
Ответ: 22500 автобилей выпустили в 1977 г..
Задача 12. До строительства завода в Наб. Челнах проживали около 27 тыс. человек. Сейчас же в городе более полумиллиона жителей! Во сколько раз увеличилось население города?
Решение:
500000:27000 =в 18,52раза
Ответ: в 18,52 раза увеличилось население города.
В процессе работы мною были изучены материалы из истории ТАССР и современного Татарстана. Это способствовало тому, что мною были составлены математические задачи, содержание которых отражает историю родного края. В работе также приведены и методы решения таких задач.
Я считаю, что процесс составления и решения задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического мышления, эрудиции, умения классифицировать и обобщать, расширяет наш кругозор.
Я предложила своим одноклассникам решить эти задачи на уроке математики. Одного урока оказалось мало, и мы продолжили на втором. Затем я провела опрос по тем же вопросам, что и раньше.
- Как расшифровывается ТАССР?
- В каком году была образована ТАССР?
- Какие символы Татарстана известны?
- Какова численность населения Татарстана?
- Кто был первым президентом Татарстана?
Результат опроса меня порадовал, 75% ребят ответили верно на все вопросы!
Таким образом, решение текстовых задач с краеведческим содержанием расширяет наши знания об истории родного Татарстана и помогает в развитии навыков решения текстовых задач.
Д.Пойа сказал: «Хочешь научиться плавать – иди в воду, хочешь научиться решать задачи – решай их». И тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но открытия. Задачи, содержащие краеведческий материал — это хорошие примеры практических задач, позволяющие продемонстрировать, как формальные математические знания применяются в реальных жизненных ситуациях. Кроме этого, составленные математические задачи можно будет использовать на уроках математики при изучении соответствующих тем, при проведении математических викторин, соревнований.
Список использованной литературы
1) Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б., Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций;
2) https://infourok.ru/scenarij-posvyashennyj-100-letiyu-tassr-4088193.html
3) http://100tatarstan.ru/structure/simvolika
4) http://100летнашемудому.рф/book
5) https://kitaphane.tatarstan.ru/TASSR100.htm
6) https://ru.wikipedia.org/wiki/Татарская_Автономная_Советская_Социалистическая_Республика