История площади Свободы в Казани
№ 138
(Занятие, посвященное 100-летию ТАССР)
Гульсина АБАЙДУЛЛОВА,
педагог дополнительного образования гимназии №17 г.Казани
Гузяль НИГМАТУЛЛИНА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада № 87 г.Казани
Адресация: для дошкольников и детей начальной школы.
Цель: приобщить детей к изучению истории края
Задачи:
образовательные: познакомить детей с достопримечательностями города, расширить представления об исторических событиях;
развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для содержательного общения детей друг с другом;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к истории родного края.
Планируемые результаты: гордиться достоянием народа, проявлять интерес к историческому прошлому страны.
Тип занятия: виртуальная экскурсия (усвоение новых знаний).
Наглядный материал: иллюстрации «Объекты города Казани», фотографии, презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности
1-й ведущий. Казань – столица Республики Татарстан, имеет тысячелетнюю историю. На стенах кабинета много иллюстраций, фотографии, на которых есть изображения видов города. (Лучше использовать и презентацию.) Как вы думаете, почему они здесь представлены?
Дети. С целью изучения истории города. (Добиться, чтобы дети это проговорили.)
III. Актуализация знаний
2-й ведущий. На разных исторических этапах на одном месте менялись здания. Город на берегах Волги и Казанки расширялся территориально, хорошел и притягивал людей.
Сердце города – Казанский Кремль. В 2000 году он вошел в состав ЮНЕСКО. ЮНЕСКО – это международная организация, которая включает в список особо значимые объекты, с целью их сохранить и передать следующим поколениям. Кремль – свидетель исторических событий. Городу Казани уже более 1000 лет.
– Тысяча (1000) – это сколько? (100 x 100)
– Из чего состоит Казанский Кремль? (Крепость состоит из стен и башен.)
– А 1000 лет назад из чего он был построен? (Дерево окружало город со всех сторон, строили из бревен.)
– А сейчас мы его видим, что он не деревянный. Из чего Кремль построен почти 500 лет назад? (Из камней – известняка)
IV. Первичное усвоение новых знаний
1-й ведущий. Если бы Земля могла говорить, то сказала бы, что здесь прошла царица Сююмбике. Красавица видела крепость с деревянными и каменными стенами и башнями. Полностью каменным он стал позже. Каменные стены сказали бы, что видели А.С.Пушкина (который написал много сказок, стихов), С.Т.Аксакова (сказку «Аленький цветочек»), В.И.Ульянова (Ленина) – руководителя Советского государства…
V. Первичная проверка понимания
2-й ведущий. Значит, Казанский Кремль – самое древнее место города. За длительное время он менялся. В настоящее время выглядит в самом лучшем наряде.
VI. Основная часть занятия
1-й ведущий. Казанский Кремль (крепость) находится на природной горе. Во всех городах бывают улицы и площади. Что такое площадь?
Предполагаемые ответы. Площадь – это открытое архитектурно организованное обрамленное зданиями и зелеными насаждениями пространство, ровное место. От центрального пространства расходятся лучами улицы. Обычно на площади собираются жители на праздники.
– Перечислите казанские площади?
Предполагаемые ответы. Привокзальная, Советская, Восстания, Тукая. Рядом с Кремлем: 1 Мая, Тысячелетия.
2-й ведущий. Одна из главных площадей Казани – площадь Свободы. Мы отправимся на виртуальную экскурсию «История площади Свободы Казани». Она находится в центральной части города. Ее пересекают улицы Пушкина, Театральная, Карла Маркса, Большая Красная.
Примерно 200 лет назад на площади располагались Державинский сад с фонтаном, памятник Г.Р.Державину – уроженцу нашего края, поэту, государственному деятелю. Позже построено здание Дворянского собрания Здесь дамы в вечерних нарядах с господами, офицерами танцевали на балах, знатные люди обсуждали городские новости, принимали решения. (Один из вариантов, показать фото из книги «Сады и парки Казани»). На площади располагалось деревянное здание русского театра. Площадь называлась Театральной. Название само за себя говорит, что площадь была культурным центром города.
Физкультминутка
Мы по площади гуляли, и немножечко устали, (шагают)
Сели – встали, сели – встали. (приседают)
Дружно руки поднимали, (подняли руки вверх)
И гостей мы приглашали, (разводят руки в стороны)
Тайны вместе разгадать, (пожимают плечами)
И путь дальше продолжать. (шагают)
1-й ведущий. Прошло еще 100 лет. Деревянное здание театра сгорело. Деревья в саду срубили. Памятник Державину снесли, а затем в другом месте такой же памятник установили. От прошлого осталось здание Дворянского собрания. Это здание, как вежливый и радушный щеголь видел, что по площади гуляли барышни, проезжали дорогие кареты в упряжи нарядных лошадей, вечером керосиновые фонари скромно освещали окружение. Позже в мире открыли электричество, здесь установили электрические фонари, проезжали трамваи. Уже не господа заходили в здание Дворянского собрания, а крестьяне, офицеры. Сейчас мимо проезжают автобусы, летом цветники притягивают взгляд, зимним вечером – новогодняя подсветка. Площадь Театральную переименовали в площадь Свободы. Во всех городах страны устанавливали памятники Ленину, руководителю страны. В Казани установили здесь – в центре площади.
Загадки.
Кто был добрый и весёлый,
Кто детей всегда любил?
Кто открыл повсюду школы,
Кто сады для нас открыл? (Ленин)
2-й ведущий. Ваши прабабушки и прадедушки, когда-то были маленькими, не все могли учиться в школах и ходить в детский сад. Прошли столетия, сейчас все обязательно ходят в школу.
Сейчас трибуны пустые, можно всем стоять и любоваться площадью. За последнее столетие в стране построили заводы, институты, спортивные комплексы, парки, школы, детские сады.
Что это за Диво-Дом?
И игрушек сколько в нем!
Там играют и поют,
Дети весело живут.
Сколько в доме дошколят!
Это дом ведь … (детский сад).
В этом заведении
Все перебывали.
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья. (Школа)
1-й ведущий. Памятник В.И.Ленину имеет и трибуну. Была традиция в стране, что каждый год 7 ноября, в День рождения страны, на трибуне руководители республики стояли и приветствовали трудящихся, которые проходили колоннами. В городе стало жить больше миллиона жителей. Поменялись и традиции. День республики и города стали отмечать на разных площадках города и завершать салютом.
2-й ведущий. После Великой Отечественной войны на площади торжественно открыли здание театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Оно с колоннами на втором ярусе, с лепниной в виде танцующих татарочек и юношей с народными музыкальными инструментами в руках. Уже более двадцати лет в театре проходят Международные фестивали оперы и балета. Со всего мира приезжают талантливые артисты и представляют зрителям новые программы. Рядом построен великолепный Большой Концертный зал, в котором установлен орган. Он – самый большой музыкальный инструмент (можно включить его звучание). Самое высокое здание на площади, облицованное мрамором – Дом Правительства. В его верхней части – республиканский флаг. Он состоит из трех цветов. Каких? (Сверху вниз: зеленый, белый, красный.) Виден и герб Татарстана. (Белый барс.) В здании Дома Правительства руководители республики принимают решения о благоустройстве, улучшении жизни жителей республики. Президент республики Рустам Нургалиевич Минниханов тоже здесь работает, хоть есть и официальная резиденция в Казанском Кремле.
1-й ведущий. Рядом – пятиэтажный учебный корпус Казанского национально-исследовательского технического университета (КАИ). Здесь получают образование будущие строители самолетов. Среди новых построек все тот же Дом Дворянского собрания. Ему 160 лет, как стойкий, пожилой господин – истинное украшение площади. Выглядит так: с богатыми оконными проемами в три ряда, часами, нарядным крыльцом. К нему бережно относятся казанцы, «во время лечат» – реставрируют и любуются. Здание меняло название по требованию времени: Дом крестьянина, Дом красноармейца, Дом Советской Армии. Сегодня – Казанская ратуша, городское управление, место приема важных российских и зарубежных гостей. В здании сохранился Большой зал, в котором мраморные стены, зеркала, прекрасная акустика. В нем выпускники школ танцуют вальс.
Физкультминутка на зрение (отводить взгляд в сторону, моргать, жмурить)
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть все дано –
Где театр, в нем окно.
Ты, дружочек, молодец.
Видел ты Большой дворец.
Обведу глазами круг,
Погляжу на мир вокруг.
2-й ведущий. Казань – древний и красивый город России. Площадь Свободы – один из главных центров города. Каждый год Казань посещают тысячи-тысячи туристов из разных уголков мира. Оставляют хорошие отзывы. Мы сегодня познакомились с историей площади Свобода и его достопримечательностями.
VII. Информация о домашнем задании
Придумайте предложения со словом площадь.
VIII. Рефлексия
1-й ведущий. Мы узнали, что за 200 лет площадь Свободы в г. Казани менялась: деревянные здания горели от пожара, устанавливали памятники, строили новые здания. Здание Городской Ратуши – свидетель исторических событий города и края. Мы сегодня увидели красивую площадь, она входит в туристическую программу, ее показывают туристам города. Объясните значение слов: площадь, памятник, трибуна. Есть ли рядом с нашим образовательны учреждением площадь? Понравилось ли наша виртуальная экскурсия?
В следующий раз мы совершим виртуальные экскурсии по другим площадям прекрасного города с богатой историей.-