Исследовательский проект «Родные лица Победы»
№ 145
Флюра АСКАРОВА,
педагог-организатор Куакбашской основной школы Лениногорского района
Великая Отечественная война – одно из наиболее значимых событий нашей истории, показавшее всему миру стойкость и героизм нашего народа. Она далась нелегко: миллионы людей положили свои жизни на Алтарь Победы, миллионы людей лишились своих родных, близких, друзей. Война коснулась каждой семьи, и у каждой семьи есть свои герои и подвиги.
Актуальность проекта: все мы – потомки победителей, и этот факт возлагает на нас большую ответственность. Однако чем дальше от нас эти события, тем меньше люди помнят о той войне. Все это, конечно, можно забыть и ничему не научиться, но как мы потом сможем глядеть в глаза своих детей, которые вдруг окажутся перед лицом новой войны. Ведь уже сейчас дети забывают подвиги русских солдат. А что более важно: они даже не знают о героях собственных семей! Трагедию битв, террор можно преодолеть, если помнить тех, кто своей жизнью жертвовал ради мира на земле.
Проблема: в потоке современной информации, отечественной и зарубежной истории о Великой Отечественной войне легко потерять истину и уважение к отечественной истории.
Важное место в сохранении исторического прошлого и формировании будущего играет школа. Воспитание гражданина своей страны – одна из ее главных задач. Главную роль в этом играют воспоминания свидетелей прошлых лет. К сожалению, материалов об этих людях в школе недостаточно, что естественно вызывает затруднения в проведении школьных мероприятий и классных часов. Именно поэтому мы решили собрать информацию о солдатах Великой Отечественной войны. И это не просто герои, а люди из семей самих учащихся школы.
Предлагаемый проект, в котором косвенным образом участвуют все учащиеся школы накануне празднования 75 летия Великой Победы, будет способствовать формированию гражданского самосознания учащихся.
Цель: используя документальные хроники, семейные архивы учащихся создать альбом как основы формирования гражданской сопричастности с судьбой своей страны, на уроках истории и внеклассных мероприятиях.
Мы прекрасно понимаем, что это работа не одного дня и даже не одного года, но она необходима для нас, для участников описываемых событий и для будущих поколений.
Продукт: альбом о ветеранах.
Социальная востребованность: по данным социологического опроса проведенного среди учащихся 5 – 9 классов (34 чел.) стало известно, что большинство учащихся — 84% считает нужным как можно чаще говорить о ВОВ.
Место и сроки социологического исследования: МБОУ «Куакбашская ООШ», 2018-2019 учебный год.
Краткая характеристика объекта, района исследования:
История Куакбаша, как гласят официальные документы, начинается с двадцатых годов восемнадцатого века. Но местные краеведы утверждают, что прошлое их села гораздо древнее и связано оно с Иваном Грозным. Еще в XVI веке в глухие, сплошь покрытые лесами и густыми кустарниками края бежали те, кого не устраивал жестокий царский режим, кто не хотел менять свою религиозную принадлежность. Позже к этим бунтарски настроенным людям примкнули скрывавшиеся от царского возмездия участники пугачевского восстания. Горячая кровь и «отчаянные» гены сыграли, очевидно, свою роль – в дореволюционные времена Куакбаш называли деревней конокрадов и разбойников.
– Неподалеку как раз проходил торговый путь, и некоторые местные жители действительно разбойничали, захватывая обозы, – рассказывает руководитель управления сельского хозяйства и продовольствия Лениногорского района Дамир Миннибаев. – В свое время Красной армии пришлось изрядно попотеть, чтобы установить в Куакбаше свою власть, потому что село считалось белогвардейским оплотом и не хотело сдаваться большевикам. А еще его жители были активными участниками известного в 20-е годы прошлого века вилочного восстания крестьян. Так что свободолюбия у них всегда было в избытке. Сегодня Куакбаш – крепкое и процветающее хозяйство. А народ здесь замечательный.
Задачи:
- Используя семейные архивы педагогов и учащихся школы собрать информацию об участниках Великой Отечественной войны.
- Подобрать материал об основных событиях ВОВ.
- Создать альбом о ветеранах ВОВ.
- Оформить работу в соответствии с требованиями проекта.
Особенностью нашей работы является сохранение памяти о своих предках на электронных носителях, проживающих в селе Куакбаш и за его пределами, а так же тех, кто не вернулся с войны. Многие ветераны это родственники самих участников проекта, либо их знакомых, от этого работа становится еще более значимой, т.к. вызывает ответные чувства участников проекта и его слушателей. Рассказы очевидцев, их лица, переживания и чувства мы постараемся сохранить, используя современные технологии.
Социологическое исследование.
Во все времена людей интересовала история их страны. Она становилась важ-ным звеном в воспитании гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Вот и в наши дни к ней обращаются, те, кому не безразлична судьба нашей страны. Особым моментом в истории являются войны, а войны за защиту своей Родины оказывают наибольшую воспитательную роль.
Нас заинтересовал вопрос, актуальна ли тема войны сегодня, как прошлое влияет на настоящее, на сколько важно для учащихся средней и старшей школы понимание необходимости изучения военных событий и особенно Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Чтобы проанализировать ситуацию, мы провели разовое социологическое исследование учащихся 5 – 9 классов.
Основным методом исследования был анкетный опрос.
Анкета носила индивидуальный раздаточный характер и состояла из следующих вопросов:
- Кто это: Б.Шапошников, А.Василевский, Н.Ватутин?
- Достаточно ли Вы знаете о Великой Отечественной войне?
- Были ли в Вашей семье участники Великой Отечественной войны?
- Считаете ли Вы, что отсутствие памяти может привести к восхвалению нацизма?
- Нужно ли говорить о Великой Отечественной войне?
В анкетировании приняло участие 34 человек.
В первом вопросе мы пытались выяснить знают ли современные подростки полководцев ВОВ? Ответ получился следующим: большинство из них — 58% ответили верно, что это полководцы, 22% — ученые, 15% — писатели и поэты, 5% — политические деятели.
При оценивании собственных знаний по данной тематике «Достаточно ли Вы знаете о Великой Отечественной войне?», ответ получился следующим: 71% ответили, что достаточно знают о войне, 29% — что не достаточно.
При ответе на вопрос «Были ли в Вашей семье участники Великой Отечественной войны?» 65% респондентов ответили утвердительно, то есть большинство, а 20% отрицательно, 15% ответили, что не знают. Это может свидетельствовать о том, что дети в большинстве интересуются историей своей семьи и лишь небольшая часть опрошенных 15%, об этом вообще ничего не знают.
Пятый вопрос: «Считаете ли Вы, что отсутствие памяти может привести к восхвалению нацизма? Является наиболее актуальной темой на сегодня, так вот 40% согласны с этим утверждением.
Последний вопрос анкеты «Нужно ли говорить о Великой Отечественной войне?», большинство учащихся — 84% согласны, и лишь 16% отрицают это.
Получив общие данные анкеты, мы сделали вывод, как важно сохранить память о ВОВ и ее участниках, для того, чтобы эти события не повторились вновь.
Этапы работы.
- I. этап (сентябрь 2018 года) – знакомство с понятием социологический опрос, создание вопросов, его проведение и анализ.
- II. этап (октябрь — ноябрь 2018 года) — выбор темы проекта, определение задач и конечного продукта.
- III. этап (декабрь 2018 года – февраль 2019 года) – сбор информации о ветеранах войны, корректировка текстов.
- IV. этап (март – апрель 2019 года) – оформление альбома.
- V. этап (май 2019 года) – оформление проектной работы, подготовка участников проекта к его защите.
План выполнения:
I этап: 1. Изучение понятий: социологический опрос, респондент.
2. Как составить текст социологического опроса.
3. Методы и способы социологического опроса.
4. Анализ и обобщение результатов.
Форма выхода: выявление проблематики, определение проблемы, связанной с ВОВ.
II этап: 1. Изучение понятий: исследование; проект;
2. Определение проблемы и темы работы.
3. Определение задач и конечного продукта.
Форма выхода: Постановка проблемы и пути выхода.
III этап: 1. Поисковая работа по сбору материалов об участниках ВОВ.
2. Обобщение и систематизация собранного материала.
3. Подбор и корректировка документальных материалов.
Форма выхода: Создание портфолио о ветеранах.
IV этап: 1. Оформление альбома.
Форма выхода: Создание продукта – альбома о ветеранах ВОВ.
V этап: 1. Оформление проекта в соответствии требований.
2. Создание презентации, текста защиты проекта.
3. Подготовка участников к защите проекта.
Форма выхода: Проектная папка. Участие в конкурсе.
Результаты исследований
- Собран документальный фонд об участниках ВОВ по материалам семейных архивов.
- Сделана систематизация участников войны и их боевых действий в соответствии с хронологией событий.
- Собранные материалы сохранены и возвращены участникам поисковой работы в электронном варианте.
В создании альбома были использованы:
Материалы семейных архивов учащихся и учителей (участники Великой Отечественной войны);
Выводы исследовательской работы
- В большинстве семей информационный материал о предках участниках Великой Отечественной войны отсутствует.
- Имеющийся семейный материал крайне ограничен.
- В результате организованной поисковой работы многие дети заинтересовались историей своей семьи.
- Собранные материалы являются объективными источниками по ВОВ.
- Народ, который чтит свою историю, знает к чему и как нужно стремиться.
- Многие ушли из жизни, не дожив до сегодняшних дней, наша задача помнить и сохранить память о них.
Обоснование соответствия продукта социальному заказу
Проектируемый альбом предназначен для использования на классных и общешкольных мероприятиях посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Планируемый продукт разработан в рамках Всероссийской акции «Бессмертный полк», продолжает его популяризацию и активно способствует его доведению до коллектива учащихся.
Работа построена на материалах собранных самими учащимися, учителями из их семейных архивов, что делает работу более интересной и востребованной. В работе использованы выдержки из документальных материалов о Великой Отечественной войне. Многие из них сделаны на основе компьютерной графики, с использованием военных карт и личностной характеристикой участников войны. В проекте использованы стихи о войне.
Заключение
В сборе информации по ветеранам ВОВ приняли участие:
- классные руководители
- педагог-организатор
- учащиеся школы и их родители.
Перспективы работы
- Сделать доступным собранный материал для широкого использования на уроках, классных часах и иной внеурочной деятельности;
- Участие воспитанников школы по сбору информации об участниках ВОВ в рамках акции «Бессмертный полк» продолжается, значит и содержание альбома должно увеличиться.
- Продолжить работу по сбору материалов об основных событиях ВОВ.
- Представить работу для учащихся школы в рамках празднования Победы в ВОВ.
Практические рекомендации
- При сборе информации из семейных архивов регистрировать источник получения информации.
- Полученные материалы сохранять в электронных носителях.
- Активно сотрудничать с классными руководителями и учащимися школы.