Исследовательский метод обучения как средство эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку

№ 89

Алсу МАРДАНОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Среднекирменской средней школы Мамадышского района

Ученики часто воспринимают русский язык лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к предмету очень важна и актуальна. Красота и богатство языка в полной мере могут раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке. Л.Н.Толстой сказал: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». «Корень учения горек», – говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры – никто не спорит. Но меняется время, меняются нравы, меняется взгляд на жизнь, меняемся и мы. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением его применить. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями. В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. В своей работе отдаю предпочтение таким современным технологиям, как технология мастерских, личностно-ориентированное обучение, технология деятельностного подхода, интерактивные технологии, исследовательский метод, что обеспечивает активность на уроке каждого ученика, повышает в его представлении ценность и авторитет знаний, воспитывает ответственность за результаты учебного труда. На уроках царит атмосфера сотрудничества и коллективизма, что способствует развитию творческих способностей учащихся. Использую разнообразные средства, приемы и методы: это – лекция и беседа, проектирование и наблюдение, анализ текстов и составление учащимися текстов разных жанров .

Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы, развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы, формирует способность к суждениям и их аргументации. Готовить детей к экзамену надо с V класса. Предлагаю свою систему работы над текстом, начиная с V класса  по IX класс. В V классе учащиеся внимательно читают текст, подумают, о чем говорится в этом тексте, определяют тему и основную мысль текста, выделяют смысловые части (микротемы), озаглавят каждую смысловую часть (микротему).Далее предлагаю творческие  задания к тексту, связанные с изученным теоретическим материалом.

Пример текста:

На балконе стоял пес боксер. Скуластый, с коротки, обрубленным хвостом, он стоял на задних лапах, а передние положил на перила.

Боксер не сводил глаз  с ворот. И когда появился Коста, глаза собаки загорелись радостью.

Коста подбежал к сараю, взял лестницу потащил к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. Лестница была тяжело. Когда Коста наконец приставил ее к перилам балкона, боксер спустился по ней на землю. Он стал тереться о штаны мальчика. При этом поджимал лапу. У него болела лапа.

Коста достал припасы, завернутые в газету. Боксер был голоден. Он ел жадно, но при этом посматривал на Косту, и в глазах накопилось столько невысказанных чувств,что, казалось, он сейчас заговорит.

Когда собачий обед кончился, Коста похлопал пса по спине, прицепил, к ошейнику поводо , и они отправились на прогулку. Отвисшие углы большого рта собаки вздрагивали от пружинистых шагов. Иногда боксер поджимал больную лапу.

Дворничиха им вслед сказала:

– Выставили собаку на балкон и уехали. А она хоть помирай с голоду

Когда Коста уходил, боксер провожал его глазами, полными преданности. Его морда  была в темных морщинах, лоб пересекала глубокая складка. Он молча шевелил обрубком хвоста. (По Ю.Яковлеву)

Далее предлагаю творческие задания к тексту, связанные с изученным теоретическим материалом:

– Какой это текст: повествование или описание? Докажите.

– Выпишите выделенные словосочетания. Графически обозначьте главное и зависимое слова и средства связи слов.

– Вы хотели бы дружить с таким мальчиком, как Коста? Докажите.

– Напишите изложение текста. Постарайтесь сохранить те же средства связи предложений, которые используются в тексте.

Прочитайте текст. Запишите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.

Что такое «обыкновенное» и «необыкновенное»? Все на свете необыкновенно! Ну вот, например, снег. Для нас февральские вьюги, сугробы и сосульки – это самое обычное дело, но ведь для жителей тропиков снег – чудо! Или возьмем слона. Верь явно необычный: рост 3,5 метра, вес 5 тонн, нос до земли. Но ведь для индейцев или африканцев слон – обыкновенная домашняя скотина. Мы называем обыкновенным то, что для нас привычно. Но разве снег и слонами по себе обыкновенны? Присмотритесь все в них необычно. Привычным  может стать все, но обыкновенным – никогда. Все вокруг нас необыкновенное!

Задания к тексту.

Напишите свободное изложение на тему «Все вокруг нас необыкновенное!» Возьмите за основу прочитанный текст, но примеры «необыкновенного» и подберите самостоятельно (задание исследовательского характера).

Система работы над текстом в VI классе.

Береза – дерево удивительное. Можно весь свет обойти, нигде такого растения не встретишь. У нее – единственный в мире – белая кора, тонкая и нежная. Плохо пришлось бы березе без такой коры. Дерево могло бы получить солнечные ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом нетрудно убедиться, если в жаркий день прикоснуться к стволу березы – даже на солнце он остается прохладным.

Береза дерево неприхотливое, может расти на любых почвах. И везде хороша. Светел и радостен березовый лес. Недаром в старину  березу называли «веселкой».

Наше белоствольное чудо чудное радует не только своей красотой. В давние времена крестьянские избы освещали лучиной. А лучину щепали березовуюоно хорошо горит, почти без копоти.

А какие банные веники, какие метлы считаются лучшими? Березовые!

Русские умельцы вырезали из березы всевозможные игрушки, скульптурки, ложки. Из бересты делали посуду для хранения пищи, воды, молокаони и легки, и влагу не пропускают. Чуть ли не вся кухонная утварь в крестьянских избах делалась из бересты.

Много  столетий назад, когда еще не знали бумагу, ее заменяла береста. При помощи костяных или  медных стержней наши предки писали на бересте письма. Береза это символ нашей родины России! (Из «Книги природы»)

Предлагаю такие задания к тексту:

–  Определите тип речи текста (подтвердите это примерами из текста).

– Найдите в тексте прилагательные разных разрядов.

– Найдите и выпишите слова с корнем – раст, -рос. Объясните их правописание. Сформулируйте правило и приведите свои примеры слов с данным корнем.

– Вспомните, какие стихотворения о березе вы знаете? Почему ее называют красавицей, чудом, дивом?

– Напишите изложение текста, используя стихотворные строки.

Система работы над текстом в VII классе.

Ученикам предлагается текст из воспоминаний Корнея Чуковского о А.П. Чехове. Предлагаю такие задания к тексту.

– Определить тему и основную мысль текста.

– Озаглавьте текст так, чтобы он в полной мере отражал содержание текста.

А ученики самостоятельно предлагают свои творческие задания, т.е используют исследовательский метод.

– Какой абзац, какое предложение являются главными в тексте?

– Определите тип речи и стиль текста. На какие признаки текста вы будете опираться в своем ответе?

– Охарактеризуйте слова якшаться, кишащие, захолустье с точки зрения сферы  их употребления.

– Объясните лексическое значение слов магнат, радушие, феноменальный.

– Выпишите местоимения, определите их разряд.

– Выполните морфемный разбор слова (в) подмосковной (усадьбе). Назовите способ его образования.

Научить делать комплексный анализ текста – один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом – это нахождение ключевых слов. Когда эти слова найдены, детям легче назвать тему, основную мысль текста. Учитель предлагает учащимся VIII класса отрывок из очерка «Крестьянская работа», посвященного А.Т.Твардовскому.

Подготовьтесь к изложению, выпишите ключевые слова:

«Жизнь Твардовского похожа на дом… А настоящий дом Твардовского был на даче, у посаженной своими руками яблони, а не на той московской улице, где висят мемориальные доски.

«С большой отрадой дышу летом на Пахре, занимаюсь по хозяйству, обрезаю поврежденные морозами этой зимы яблони; из слив осталось одна, младшая, остальные зачахли, выбросив отростки, ствол сламывается», – пишет Твардовский в дневнике. И между прочим, когда в шестидесятые годы опять возникла угроза войны, Твардовский с некоторой иронией соглашается со своим соседом по даче Баклановым, что если бы спросили их, что бы отдали они ради мира, – так отдали б самое дорогое – вот эти яблони. Яблони в этой истории вспоминаются первыми – не звания, не ордена и автомобили, а вот эти яблони, что растут на небольшом по крестьянским меркам куске земли.

Владимир Лакшин в своих воспоминаниях вторит: «Сад в последние годы был одной из главных слабостей и утех. В нем крепко сидел крестьянский навык – жажда простого труда, радость прикосновения к земле. Он не любил искусственных упражнений для тренировки мышц – не могу представить гимнастику. Но физический труд, и нешуточный, был ему, по-видимому, необходим…».

В 60-е годы Твардовский не однажды ездил за границу, во Францию и Италию. «В Италии, – говорил он, – стыдно сказать – сижу в наушниках на заседании, тут о судьбах романа говорят, а я записываю в книжечку, как надо яблони перекапывать».

Нужно отделить  умиление всякого нормального человека, которое  вызывает  цветущая яблоня, и то, как человек год за годом наблюдает за растущим деревом, – миллионы наших соотечественников, живущих в городах  любят воткнуть что-то в землю и любоваться… Но тут разница в подходах –крестьянский труд не забава. Это  просто труд, который выстраивает вокруг себя целый мир привычек и жизненных правил. Вот поэтому Твардовский и растил свой журнал «Новый мир» как сад – с напряжением, сродни отчаянию, а не с веселой беззаботностью, как дачник на покое. (В. Березин)

Ученики сами придумают задания к тексту:

– Запишите третий абзац, подчеркните грамматические основы предложений, объясните знаки препинания.

– Выпишите вводное слово, подберите к нему синонимы.

– Укажите средства связи между предложениями.

– Объясните значение слов: умиление, ирония, вторить.

– Скажите, что это текст публицистического стиля.

Система работы по подготовке к ОГЭ (работа над текстом) в IX классе.

При выполнение тематических тестов предлагаю такое задание: выпишите из рассказа Л.Н.Толстого «После бала» сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, (найти главную часть и придаточную часть в сложноподчиненном предложении), бессоюзные предложения (объяснить постановку знаков препинаний между частями БСП, найти в каждой части грамматическую основу).

Ученики находят отрывки из рассказа Л.Н.Толстого «После бала», сами придумывают  задания к тексту.

«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий  старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми…подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих  глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник тип старого служаки, николаевской выправки.

Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, – «надо все по закону», – улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаг своих маленьких, белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, но не модные с острыми, а старинные с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог».

Ученики читают текст, сами самостоятельно составляют КИМы:

– найти стилистически нейтральные синонимы, словарные слова, предложения осложненные с однородными членами, обособленными членами;

– выписать грамматическую основу предложения;

– подчеркнуть подлежащее и сказуемое;

– выпишите из предложений устаревшие слова;

– укажите средства языковой выразительности;

– укажите средства связи между предложениями, от чьего имени ведется повествование, сколько в нем рассказчика.

Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!».

Литература

1. Быстрова Е.А., Воителева Т.М., Кибирева Л.В., Фаттахова Н.Н.. Инновационная школа. Русский язык. 5 класс. – М.: Русское слово, 2014. – С. 80 – 81.

2. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе. – Казань: РИЦ «Школа», 2015. – С. 50 – 51.

3. //Русский язык и литература для школьников.– 2012. – №6. – С. 36 – 37.