Использование эвристического метода на уроке литературного чтения

 

Резида ШАЙДУЛЛИНА,

учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы №80 им. Каюма Насыри г. Казани

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

Цели урока:

образовательные: проанализировать степень усвоения материала; научить анализировать и выделять существенные детали;

развивающие: развивать мышление, речь, познавательные интересы;

воспитательные: содействовать формированию правильного отношения к природе, к людям, к музыке; создать эмоциональную атмосферу.

Формирование универсальных учебных действий:

личностные: формирование этических ценностей на примере поступков литературных героев;

регулятивные: овладеть алгоритмом формирования уметь читать вслух, выразительно и работать с произведением;

познавательные: поиск и выделение нужной информации; понимать точку зрения автора, выражать свою точку зрения.

Методы: фронтальный, индивидуальный.

Методическое обеспечение: проектор, индивидуальные карточки, учебник.

Ход урока

  1. I. Организационный этап

Учитель. Дорогие ребята! На прошлом уроке мы познакомились с произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками. (Слайд) Свои впечатления от прочитанного вы выразили в своих рисунках.

  1. II. Проверка домашнего задания.

Учитель. В нескольких словах объясните, пожалуйста, к какой части текста соответствует ваша иллюстрация? (3 – 4 ученика комментируют свои работы.)

III. Актуализация знаний.

Учитель. Я хочу показать вам ещё несколько картин, где изображена природа. (Слайд)

– Как вы думаете, какая это страна?

– Что можете сказать об увиденном? Что вам показалось необычным? (Горный лес, свешивающийся мох.)

Учитель. Талантливый человек, увидев красоту окружающего мира, хочет поделиться с другими людьми своим открытием. Хочется привести в пример слова мудрейшего просветителя Каюм Насыри (слайд) о влиянии окружающего мира на человека. «Воспитание, – пишет он, – не сводится к одному лишь питанию и созданию условий для телесного развития. Наряду с ними оно охватывает формирование у детей характера, исправление их поступков, возвышение из неразумного, состояния до разумного, человеческого, обучение их, дачу им знаний и привитие им добрых нравов. Следовательно, воспитание человека наряду с физическим охватывает также духовное развитие. Причем последнее включает в себя, прежде всего, развитие разума, памяти и мыслительных способностей человека, приобретение знаний об окружающей  действительности и познание самого себя.

Настоящие музыканты, писатели, художники умеют выразить то, что чувствуют. Если бы Эдвард Григ, герой рассказа, был художником, он изобразил бы этот пейзаж на картинах; если бы он был поэтом, то писал бы о нём стихи. А Григ был композитором. (Слайд)

Великий мастер слова Константин Паустовский дал нам возможность приоткрыть тайну создания его музыки.

  1. IV. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель. Давайте вспомним: что предшествовало созданию музыки?

Учащиеся. Встреча Грига с Дагни.

Учитель. Прочитаем этот главный отрывок по ролям, исключая слова автора. Как вы думаете, чьи голоса ваших товарищей смогли озвучить диалог Дагни и Грига? (Чтение по ролям.)

Учитель. Итак, положено начало к красивой истории. Чем было вызвано такое поведение Эдварда Грига?

Учащиеся. Он встретил девочку, которая была трудолюбива, мила, доверчива, чуткая, аккуратная, настойчивая.

Учитель Благодаря каким чертам своего характера композитор смог приглядеть ребёнка, достойного подарка?

Учащиеся. Он мудрый, проницательный, добрый, искренний, с тонкой душой.

Учитель. Перечислите ещё несколько качеств, которые не вошли в ваши карточки. А ещё, всем известно, что с детьми надо говорить забавно, по-детски. Что же ещё объединяло этих двух разных по возрасту героев?

Учащиеся. Любовь к природе, уважение к людям разных поколений.

Учитель. Человек, который любит природу, людей может быть равнодушным, плохим?

Учащиеся. Нет.

Учитель Особенно, когда это ребёнок. Детство – не просто один из периодов жизни человека: это- бесценный этап зарождения и становления личности.

V.Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель. С давних времён человек останавливался перед цветком, слушал пение птиц, грохот грома, любовался рассветом – и задумывался, искал для всего хорошее название – слово. И тысячи лет сберегал слова для нас с вами. Научитесь и вы дорожить красотой языка, беречь это богатство. А такие мастера, как Константин Паустовский нам в этом помогут. Сейчас мы тоже попытаемся показать своё мастерство в употреблении слов по ситуации. У вас на столе листы с изображением ёлочки. Заполните каждый её ярус по определённому порядку: 1) предмет; 2) 2 его признака; 3) 3 его действия; 4) 4 слова о предмете; 5) синоним к названию предмета. (Учащиеся составляют синквейн на индивидуальных листах.) По ходу чтения мы встречали слова, значение которых, на мой взгляд стоит повторить. Переверните листы – там написано толкование того или иного слова. Прочитав, вспомните слова из текста и запишите.

Работа на индивидуальных листах

пучок волос или скрученная нить – (прядь)

тот, кто поднимает смех, дразнит – (пересмешник)

изготовить ковкой ударами молотка – (выковать)

вскинув руки, слегка ударить в ладоши – (всплеснула)

хмурив брови – (насупившись)

внезапное резкое усиление действия – (порыв)

тяжело дыша, издавая носом свист – (посапывая)

аромат, приятный запах – (благоухание)

тонкий плотный войлок из шерсти – (фетр)

высокие кавалерийские сапоги – (ботфорты)

тонкий слой золота на поверхности – (позолота)

корабельная верёвка – (снасти)

мелкое волнение водной поверхности – (рябь)

Учитель. Молодцы! Отложите работу в сторону. Отдохнём. Проведём разминку для голоса и дыхания с гласными и шипящими звуками. (Слайд)

VI.Обобщение и систематизация знаний.

Учитель. Ребята! Чтобы написать рассказ о таком великом человеке, как Григ, мало использовать обычные слова. Писатель К.Паустовский был очень требователен к себе. Он и сам слышит, чувствует звук каждого слова. Раньше мы его знали как писателя о природе. А этот рассказ, по-моему, один из лучших его произведений. Потому что здесь природа оживает, поёт, шумит… Постарайтесь найти из текста предметы, которые автор приподносит как живых.

мох – свешивается

эхо – живёт, ждёт звук, чтобы швырнуть его через скалы

листья – дрожат

рояль – поёт обо всём

белые и чёрные клавиши – убегая тосковали, смеялись, гремели, смолкали

пароходы – приходили, дремали

снег – летел, цепляясь за верхушки

снег – повисал, чтобы послушать звон

мелодия – росла, срывала листья

Учитель. Назовите такой приём в литературе.

Учащиеся. Олицетворение

VII. Контроль усвоения учебного материала

Учитель. Почему К.Паустовскому понадобилось использование приёма олицетворения?

Учащиеся. Музыка, которую написал Григ взята у природы. (С. 56) «Она бушует как ветер, несётся по вершинам деревьев, срывает листья, качает траву, бьёт в лицо холодными брызгами».)

Учитель. И всё-таки «передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык» — невозможно. В этом Паустовский и сам признаётся. Музыку нужно слушать. Теперь представим тёплый июнь, белые ночи, городской парк под открытым небом и послушаем музыку Грига. (Музыкальный отрывок. Григ. «Утро».)

– Какие чувства у вас вызвала музыка?

– А что чувствовала Дагни? (С. 56)

– Она смогла понять то, что передал рояль? (С. 51)

– А что именно поёт в рояле?

Учащиеся. Клавиши.

Учитель. Не просто клавиши, а чёрные и белые. Какую связь между описанием клавишей и Дагни, которая пришла на концерт можно установить?

Учащиеся. Клавиши – белые и чёрные. Дагни – надела чёрное платье во время белых ночей.

Учитель. Случайно ли это сравнение?

Учащиеся. Она как-будто заранее готовилась к какому-то таинственному событию в своём чёрном платье из таинственного бархата

Учитель. Какое место в рассказе можно считать кульминацией, напряжённым моментом? (С. 55. «Дядюшка Нильс…»)

И Дагни поняла, что тот подарок – это музыкальная пьеса!

Учащиеся. «Она всем сердцем благодарила композитора не только за подарок, а ещё за то, что он открыл то прекрасное, чем должен жить человек».

Учитель.Как должен жить человек?

Учащиеся. служить людям так, чтобы тебя вспоминали

– ради семьи, детей;

– совершая хорошие поступки.

Для этого воспитать в себе качества, как у Дагни.

VIII. Домашнее задание

Подготовьте письменный ответ на вопрос урока  «Чем должен жить человек?»

IX.Рефлексия

Учитель. Наш урок подходит к концу. Я для вас тоже приготовила нотный стан. Оценивая свои знания за урок, на какую ступень вы себя поставите? Обведите ту ноту и подпишите лист.