Использование возможностей сетевого международного сообщества исследователей Globallab в проектной деятельности
Использование возможностей сетевого международного сообщества исследователей Globallab в проектной деятельности
Динара ХУСНУТДИНОВА,
учитель начальных классов
АНОО «Международная школа Унискул»
Современный образованный человек в свете новых профессий, новых задач – это тот человек, который умет учиться и переучиваться в течение всей жизни. Этому должна учить школа, но нетрадиционная. Для этого необходимо использовать инновационные методики. Проектная деятельность – одна из таких технологий. Для современных школ, которые по президентской программе уже должны быть оснащены высокотехнологичным оборудованием, в том числе компьютерами, и подключены к сети Интернет, предлагается использование образовательной среды ГлобалЛаб. И я хочу вам рассказать, что такое ГлобалЛаб и какие перспективы использования ее в проектной деятельности школьников.
Что такое Globallab?
ГлобалЛаб – это безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах. Все исследовательские проекты ГлобалЛаб построены по принципам «гражданской науки», особого вида краудсорсинга (от англ. crowdsourcing), предполагающего, что небольшой вклад каждого участника формирует общее качественно новое знание. Проекты ГлобалЛаб могут быть привязаны к темам школьной программы по совершенно разным предметам – гуманитарным, естественно-научным и инженерным, а могут выходить далеко за их рамки.
Это позволяет создавать и размещать исследовательские проекты обучающихся, участвовать в мероприятиях, проводимых сообществом исследователей и отслеживать результативность созданных работ.
В результате проектной деятельности ученики учатся проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в природе и сотрудничества в групповой работе. Развивать ИКТ– компетентности и навыки сетевой безопасности и сетевого этикета при работе над проектами ГлобалЛаб.
Проектная деятельность, реализуемая с использованием ГлобалЛаб имеет ряд особенностей:
– исследование осуществляется в лицее, на пришкольном участке, не требуя от школьников самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
проектная деятельность носит индивидуальный и групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений
– темы работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы – близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений.
– презентация результатов проектирования представляется на платформе ГлобалЛаб, а также на научно-практических конференциях разного уровня, что дает шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.
ГлобалЛаб – это не только сетевая лаборатория школьников, это еще методический кабинет учителя и новая цифровая образовательная среда, основа которой – интегрированный набор программных инструментом, необходимых для реализации совместных исследовательских проектов учащихся, в совокупности с элементами социальной сети, ориентированной на учащихся и учителей.
Особенность проектов в ГлобалЛаб – сетевой характер и нацеленность на стимулирование сотрудничества учащихся. Спектр исследовательских проектов варьируется от простого опроса до сложного научного исследования, требующего от участников квалификации и кропотливых экспериментов. Результаты, полученные всеми членами сообщества, хранятся в общей базе данных. Используя программные инструменты как часть пакета ГлобалЛаб, эти данные можно подвергнуть статистическому анализу, отобразить на карте, используя средства географической визуализации.
В ГлобалЛаб совместная деятельность начинается со вступления в сообщество проекта. Школьники вместе готовят презентацию, рассказывая всему сообществу о себе, о своей школе, о населенном пункте и регионе. ГлобалЛаб отмечает каждого нового участника новой звездочкой на карте мира, демонстрируя, что теперь они стали участниками глобального сообщества. Дети самостоятельно выбирают проект исследования, приобретая навыки исследовательской работы и совместного принятия решения, развивается наблюдательность, обогащается речь. В ГлобалЛаб у детей формируется потребность в получении знаний.
В ГлобалЛаб созданы все условия для повышения эффективности преподавательской деятельности. Кроме того, работа в международных проектах способствует профессиональному росту, поднимает престиж школы; сотрудничество с коллегами-учителями из разных стран привносит в процесс обучения элементы творчества; а удачное создание и выполнение проектов в сотрудничестве с классом и всем миром повышает самооценку.
Приглашаю присоединиться к сетевому сообществу учителей, учеников и ученых. Можно вместе изучать природу, помогать братьям меньшим, заботиться об окружающей среде и своем здоровье, привлекать внимание общественности к экологическим проблемам и искать пути их решения.
Платформа ГлобалБал — это новая возможность проектной деятельности учеников и учителей.