Использование творческого наследия А.С. Пушкина в обучении математики
Использование творческого наследия А.С. Пушкина
в обучении математики
Зульфия ЛОКТИОНОВА,
Гульмира ЗАКАРОВА,
учителя математики
средней школы №135
г.Казани
«… нельзя быть математиком,
не будучи в то же время и поэтом в душе»
С. Ковалевская.
Цель современного образования состоит не только в том, чтобы сообщить школьнику как можно больше конкретных знаний, новых понятий, теорий, теорем, но и в том, чтобы развивать его мировоззрение, научить рациональному мышлению. Ученик должен уметь вести аргументированный диалог, обосновывать свои утверждения или опровергать ошибочное мнение. Поэтому у школьника должна быть сформирована система ценностей: знания, умения, логичность рассуждения, все то, что поможет стать творческой личностью.
Наверное, каждый учитель сталкивается с проблемой, когда ученики пишут диктанты и сочинения на «4» или «5» на уроках русского языка литературы, придя на урок математики, забывают о знаках препинания, правилах орфографии – «не» с глаголами. Для них математика и литература – как два полюса, никак не связанные между собой. Есть и другая причина – дети в последние годы стали мало читать. Но можно объединить эти две причины и стимулировать их интерес к художественной литературе не только на уроках словесности, но и на уроках математики. Это оживит уроки математики и повысит интерес к предмету, даст им понимание взаимосвязи между такими разными науками, улучшит их речь.
«Противоположности не исключают друг
друга, а взаимно дополняют…»
Н.Бор.
Учебные задания по математике, содержащие познавательную информацию, связанную с творчеством А.С.Пушкина можно использовать на уроках и внеклассных занятиях. Отрывки из произведений великого поэта и писателя, странички из его биографии, задачи, составленные по сюжетам его творчества, позволяют заинтересовать учащихся, воспитывают у школьников любознательность, чувства национальной гордости и патриотизма.
Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, делают его красочным и ярким. «Человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, то есть эмоцией», – уверял С.В. Образцов. Наполнить души ученика эмоциями помогут замечательные произведения великого мастера – А. С. Пушкина.
Например, при изучении темы «Окружность» можно использовать вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;…
Прочитав прекрасные стихи, учитель предлагает дискуссию:
- какие возможны варианты расположения цепи, какую линию описывает ученый кот при своем движении вокруг дуба если:
а) цепь все время наматывается или сматывается с дуба;
б) цепь замкнутая;
в) цепь незамкнута?
Ответ: а) эвольвента, б) окружность, в) спираль.
- почему А.С.Пушкин назвал кота учёным?
Прочитайте предложение, записанное числами с использованием правила, устанавливающего соответствие между упорядоченным множеством букв (алфавитом) и множеством чисел от 1 до 33.
12, 16, 20 9, 15, 1, 13 4, 6, 16, 14, 6, 20, 18, 10, 32 |
Ответ: КОТ ЗНАЛ ГЕОМЕТРИЮ
Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Составляя такие задачи, можно использовать любое произведение А.С.Пушкина и любую тему по математике, смысл заключается в том, что решая то или иное задание по математике, ответы которых составляют буквы или слова, ученик отвечает на литературный вопрос.
Всем вам хорошо знакомо стихотворение «Кавказ».
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утёсов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зелёные сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
Из него мы знаем, что поэт стоял «над снегами у края стремнины»,
Учитель.
Интересно узнать:
С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал за полётом орла?
Чтобы ответить на этот вопрос вам придется решить такую задачу:
– Числовые данные о снеговой линии над уровнем моря зашифрованы уравнением:
(х2-7х +12,25)2 + (у2 – 5,4у +7,29)2 =0,
где х (км) – высота снеговой линии на северо-восточных склонах,
у (км) – высота снеговой линии на юго-западных склонах.
Ответ: Поэт стоял выше границы вечных снегов.
Интересны сюжетные задачи. В качестве основы для этих задач используются сюжеты из произведений А.С.Пушкина. Например: Учитель читает отрывок из сказки
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка
«Посади ты птицу эту, –
Молвил он царю, на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…
Из какой сказки этот отрывок ?
Ответ: Сказка о золотом петушке.
Кто автор этой сказки?
Ответ: А.С.Пушкин.
Решите задачу: Спица на куполе дворца может выдержать вес 4⅔ кг. Царю подарили петушка весом 3⅓ кг. Выдержит ли спица петушка, если он поправится на ⅝ кг?
Ответ: выдержит.
Задачи по сказкам ученики 5–6 классов и сами с удовольствием составляют. В старших классах лучше использовать сюжетные задачи, составленные по страницам биографии А.С.Пушкина. Они могут содержать мало известный материал из жизни писателя, его семьи, любопытные публикации в прессе.
Например: В окружении А.С.Пушкина, в период его жизни в Одессе, встречались люди, отношения с которыми складывались по-разному, менялись от дружеских до враждебных.
В адрес кого из таких одесских знакомых поэт написал колкую эпиграмму, приведенную далее?
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Варианты ответа: 1) Воронцов М. С.; 2) Раевский А. Н.; 3) Туманский В.И.
Если номер правильного ответа х умножить на число повторений частицы «полу-», и из результата вычесть число строк в эпиграмме, то полученный результат будет равен числу встречающихся глаголов будущего времени.
Составьте уравнение, решите его и ответьте на литературным вопрос.
Ответ: Воронцов М.С.
Задача на «юбилейную» дату.
2 апреля 2023 года исполнилось 190 лет со дня выхода в свет полного издания романа Александра Сергеевича «Евгений Онегин». Первые главы, которые вышли несколько раньше, читатели встретили восторженно. Для многих роман, с легкой руки Белинского, стал «энциклопедией русской жизни», произведением, в котором воссоздана «верная картина русского общества в известную эпоху».
Задача 1. Работать над романом Пушкин начал 9 мая 1823 года. Последняя точка была им поставлена в Болдино. Посчитав свой труд законченным, Пушкин сам произвел подсчет времени, потраченного на написание романа, – 7 лет 4 месяца и 17 дней. Какого года, месяца и числа был закончен роман?
Ответ: 26 сентября 1830 года
Задача 2. 2 апреля 1833 года роман был издан. В одну неделю пятитысячный тираж первого издания разошелся целиком. Для того времени это было сенсацией. Сколько приблизительно романов Пушкина «Евгений Онегин» продавалось в день?
Ответ: приблизительно 714 экземпляров в день.
Задача 3. Поможет решить литературную задачу.
Если к номеру правильного ответа Х прибавить 125, полученную сумму умножить на 8, а к полученному произведению прибавить еще 800, то результат равен году отъезда Пушкина из Одессы в Михайловское.
Ответ: 1924 г
Но не стоит на каждом уроке читать стихи, решать задачи по материалам произведений. Ведь даже самые нетрадиционные моменты урока, при частом применении, становятся обыденными, что приведет к противоположному результату – падению у школьников интереса к предмету.
Не нужно также механически применять стихотворения и какие-либо факты из творчества А.С.Пушкина. Только если вам самим это понравилось, «запало в душу», только тогда оно вольется в сценарий урока, будет звучать эмоционально и красиво, и его применение достигнет цели.
Благодаря использованию задач по творчеству Пушкина, уроки математики проходят более эмоционально насыщенными. Эти лирические отступления не занимают много времени, но выполняют огромную роль в развитии и становлении личности.
Использование литературных произведений А.С.Пушкина на уроках математики оживляет процесс обучения, дает ученикам понимание взаимосвязи между разными науками, улучшает устную речь, способствует гармоническому развитию личности.