Использование творческого наследия А.С. Пушкина  в обучении математики

Использование творческого наследия А.С. Пушкина

 в обучении математики

Зульфия ЛОКТИОНОВА,

 Гульмира ЗАКАРОВА,

учителя математики

 средней школы  №135

 г.Казани

«… нельзя быть математиком,

не будучи в то же время и поэтом в душе»

С.  Ковалевская.

Цель современного образования состоит не только в том, чтобы сообщить школьнику как можно больше конкретных знаний, новых понятий, теорий, теорем, но и в том, чтобы развивать его мировоззрение, научить рациональному мышлению. Ученик должен уметь вести аргументированный диалог, обосновывать свои утверждения или опровергать ошибочное мнение. Поэтому у школьника должна быть сформирована система ценностей: знания, умения, логичность рассуждения, все то, что поможет стать творческой личностью.

Наверное, каждый учитель сталкивается с проблемой, когда ученики пишут диктанты и сочинения на «4» или «5» на уроках русского языка  литературы, придя на урок математики, забывают о знаках препинания, правилах орфографии – «не» с глаголами. Для них математика и литература – как два полюса, никак не связанные между собой. Есть и другая причина – дети в последние годы стали мало читать.  Но можно объединить эти две причины и стимулировать их интерес к художественной литературе не только на уроках словесности, но и на уроках математики. Это оживит уроки математики  и повысит интерес к предмету, даст им понимание взаимосвязи между такими разными науками, улучшит их речь.

«Противоположности не исключают друг

 друга, а взаимно дополняют…»

Н.Бор.

Учебные задания по математике, содержащие  познавательную информацию, связанную с творчеством А.С.Пушкина можно использовать на уроках и внеклассных занятиях. Отрывки из произведений великого поэта и писателя, странички из его биографии, задачи, составленные по сюжетам его творчества, позволяют заинтересовать учащихся, воспитывают у школьников любознательность, чувства национальной гордости и патриотизма.

Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, делают его красочным и ярким. «Человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, то есть эмоцией», – уверял С.В. Образцов. Наполнить души ученика эмоциями помогут замечательные произведения  великого мастера – А. С. Пушкина.

Например, при изучении темы «Окружность» можно использовать вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;…

Прочитав прекрасные стихи, учитель предлагает дискуссию:

  1. какие возможны варианты расположения цепи, какую линию описывает ученый кот при своем движении вокруг дуба если:

а) цепь все время наматывается или сматывается с дуба;

б) цепь замкнутая;

в) цепь незамкнута?

Ответ: а) эвольвента, б) окружность, в) спираль.

  1. почему А.С.Пушкин назвал кота учёным?

 

Прочитайте предложение, записанное числами с использованием правила, устанавливающего соответствие между упорядоченным множеством букв (алфавитом) и множеством чисел от 1 до 33.

12, 16, 20 9, 15, 1, 13 4, 6, 16, 14, 6, 20, 18, 10, 32

         

             Ответ: КОТ ЗНАЛ ГЕОМЕТРИЮ

Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Составляя такие задачи, можно использовать любое произведение А.С.Пушкина и любую тему по математике, смысл заключается в том, что решая то или иное задание по математике, ответы которых составляют буквы или слова, ученик отвечает на литературный вопрос.

Всем вам хорошо знакомо стихотворение «Кавказ».

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утёсов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зелёные сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

Из него мы знаем, что поэт стоял «над снегами у края стремнины»,

Учитель.

Интересно узнать:
С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал за полётом орла?

Чтобы ответить на этот вопрос вам придется решить такую задачу:

– Числовые данные о снеговой линии над уровнем моря зашифрованы уравнением:

2-7х +12,25)2 + (у2 – 5,4у +7,29)2 =0,

где х (км) – высота снеговой линии на северо-восточных склонах,

у (км) – высота снеговой линии на юго-западных склонах.

 

                             Ответ: Поэт стоял выше границы вечных снегов.

Интересны сюжетные задачи. В качестве основы для этих задач используются сюжеты из произведений А.С.Пушкина. Например: Учитель читает отрывок из сказки

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка

«Посади ты птицу эту,

Молвил он царю, на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой…

Из какой сказки этот отрывок ?

Ответ: Сказка о золотом петушке.

Кто автор этой сказки?

Ответ: А.С.Пушкин.

Решите задачу: Спица на куполе дворца может выдержать вес 4⅔ кг. Царю подарили петушка весом 3⅓ кг. Выдержит ли спица петушка, если он поправится на ⅝ кг?

Ответ: выдержит.

Задачи по сказкам ученики 5–6 классов и сами с удовольствием составляют. В старших классах лучше использовать сюжетные задачи, составленные по страницам биографии А.С.Пушкина. Они могут содержать мало известный материал из жизни писателя, его семьи, любопытные публикации в прессе.

Например: В окружении А.С.Пушкина, в период его жизни в Одессе, встречались люди, отношения с которыми складывались по-разному, менялись от дружеских до враждебных.

В адрес кого из таких одесских знакомых  поэт написал колкую эпиграмму, приведенную далее?

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

Варианты ответа: 1) Воронцов М. С.;  2) Раевский А. Н.;  3) Туманский В.И.

Если номер правильного ответа х умножить на число повторений частицы «полу-», и из результата вычесть число строк в эпиграмме, то полученный результат будет равен числу встречающихся глаголов будущего времени.

Составьте уравнение, решите его и ответьте на литературным вопрос.

 Ответ: Воронцов М.С.

Задача на «юбилейную» дату.

2 апреля 2023 года  исполнилось 190 лет со дня выхода в свет полного издания романа Александра Сергеевича «Евгений Онегин». Первые главы, которые вышли несколько раньше, читатели встретили восторженно. Для многих роман, с легкой руки Белинского, стал «энциклопедией русской жизни», произведением, в котором воссоздана «верная картина русского общества в известную эпоху».

Задача 1. Работать над романом Пушкин начал 9 мая 1823 года. Последняя точка была им поставлена в Болдино. Посчитав свой труд законченным, Пушкин сам произвел подсчет времени, потраченного на написание романа, – 7 лет 4 месяца и 17 дней. Какого года, месяца и числа был закончен роман?

Ответ: 26 сентября 1830 года

Задача 2.  2 апреля 1833 года роман был издан. В одну неделю пятитысячный тираж первого издания разошелся целиком. Для того времени это было сенсацией. Сколько приблизительно романов Пушкина «Евгений Онегин» продавалось в день?

Ответ: приблизительно 714 экземпляров в день.

          Задача 3.  Поможет решить литературную задачу.

Если к номеру правильного ответа Х прибавить 125, полученную сумму умножить на 8, а к полученному произведению прибавить еще 800, то результат равен году отъезда Пушкина из Одессы в Михайловское.

Ответ:  1924 г

Но не стоит на каждом уроке читать стихи, решать задачи по материалам произведений. Ведь даже самые нетрадиционные моменты урока, при частом применении, становятся обыденными, что приведет  к противоположному результату – падению у школьников интереса к предмету.

Не нужно также механически применять стихотворения и какие-либо факты из творчества А.С.Пушкина. Только если вам самим это понравилось, «запало в душу», только тогда оно вольется в сценарий урока, будет звучать эмоционально и красиво, и его применение достигнет цели.

Благодаря использованию задач по творчеству Пушкина, уроки математики проходят более эмоционально насыщенными. Эти лирические отступления не занимают много времени, но выполняют огромную роль в развитии и становлении личности.

Использование  литературных произведений А.С.Пушкина на уроках математики оживляет процесс обучения, дает ученикам понимание взаимосвязи между разными науками, улучшает устную речь, способствует гармоническому развитию личности.