ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Юлия СЕРГИВАНОВА,
учитель начальных классов
средней школы №55 г.Казани
Аннотация. В статье рассматривается использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Анализируются принципы обучения в сотрудничестве и приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества, такие как этика вербального обращения к ученику и стимулирующее общение. Рассматриваются этапы обучения сотрудничеству, когда в работу вовлекаются учащиеся с разным уровнем знаний, умений и навыков.
Ключевые слова: сотрудничество, ФГОС, цифровые технологии, всесторонне развитая личность, принципы обучения, вербальное обращение, стимулирующее общение, парная работа, групповая работа.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования — основная задача федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) второго поколения.
Цифровые технологии и ни на секунду не останавливающийся технический прогресс требуют от педагогов постоянной включенности в процесс. Чтобы разговаривать на одном языке с детьми, учитель должен постоянно совершенствоваться, находить интересные подходы и проявлять креативность. Без этого образовательный процесс не может быть эффективным.
Изменение в обществе, его цифровизация ведет к изменению типов сотрудничества с детьми. Это направление становится крайне важным, так как наши дети все больше т больше уходят в виртуальный мир. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться.
По новым образовательным стандартам РФ цель образования — подготовка всесторонне развитых личностей, способных ориентироваться в современном информационном обществе, самостоятельно мыслить, видеть возникающие проблемы, искать пути их решения, используя новые технологии, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно развивать свой интеллект, культурный уровень. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Для решения этих задач, необходимо в структуру урока включать компоненты, которые присущи активным методам обучения. Надо использовать методики, которые являются наиболее эффективными, дают высокий положительный результат в повышении качества образования.
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разных задач обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов.
Поскольку технология сотрудничества носит общепедагогический характер, она может применяться очень широко:
– во-первых, на всех образовательных ступенях – от дошкольного образования до повышения квалификации учителей;
– во-вторых, на уроках по самым разным предметам, начиная с русского языка и математики и заканчивая такими практико-ориентированными предметами, как физкультура, информатика, технология, изобразительное искусство;
– в-третьих, на школьных мероприятиях, где изучается какой-либо новый материал – на уроках, классных часах, педагогических советах и даже родительских собраниях.
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Ценность технологии в том, что она помогает решать очень важные задачи на современном уроке:
– заставляет учащегося ставить цели и находить способы её достижения;
– намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;
– приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
– помогает каждому ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;
– реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Чем отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах по технологии сотрудничества? Данная технология обучения отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции.
Таким образом, обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, осознавать свои успехи и успехи товарищей, а не просто помогать друг другу. Технология сотрудничества представляет собой современную образовательную технологию личностно-ориентированного типа и позволяет реализовать требования ФГОС второго поколения.
При рассмотрении методологии применения технологии сотрудничества важно учитывать принципы обучения в сотрудничестве:
- Обучающиеся работают в группах (4–6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.
- Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
- Члена группы, который должен отчитаться за задание может выбирать учитель или члены команды.
- Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся и совместная работа.
Главная цель использования технологии сотрудничества — активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества
- Этика вербального обращения к ученику.
Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. «Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» В этих словах заложено участие педагога, а в словах «мне интересно…», «Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
- Стимулирующее общение, вызывающее радость ученика. Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
Этапы обучения сотрудничеству
1 этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, »клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, что им предстоит вступать в спор.
Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности.
2 этап: парная работа.
1) Работа «хором»: учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…
2) По операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку, 1-й ученик соглашается или протестует.
3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.
4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.
Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.
3 этап: групповая работа.
Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок.
В начале урока весь класс изучает теоретический материал. Затем ученики самостоятельно делятся на группы для выполнения практической работы и распределяют обязанности. Таким образом, в команду попадают ученики и слабые и сильные. У них разный уровень знаний, навыков и умений. Перед группой ставится общая цель и каждый член команды овладевает новыми для него знаниями и умениями. Вся команда знает, чего достиг на уроке каждый из них.
Таким образом, наблюдая в классе разные виды взаимодействия, учитель может позднее разыграть перед классом сценки таких споров или ссор с помощью игрушечных или нарисованных персонажей. Разыгрывать надо и отрицательный и положительный опыт, формируя тем самым у детей образ позитивного взаимодействия.