Использование технологии «Ситуация» на занятиях по математике

Лимуза НУРУЛЛИНА,

Чаллыдагы

53 нче балалар бакчасы

тәрбиячесе

 

Современные педагоги ДОУ, интенсивно изучают и внедряют инновационные технологии. Поэтому наша основная задача – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».

Технология «Ситуация» в детском саду  – это педагогический метод, который направлен на формирование у детей самостоятельности, познавательного интереса и умения учиться. Этот метод состоит из шести основных этапов: введение в ситуацию, актуализация имеющихся знаний, создание ситуации затруднения, «открытие» нового знания (способа действия), включение этого знания в систему, и осмысление результата.

Суть технологии «Ситуация» заключается в том, чтобы сделать процесс обучения математике интересным и осмысленным для дошкольника, приблизив его к реальным жизненным задачам.

Структура и этапы работы. Технология обычно включает несколько ключевых этапов, которые помогают педагогу организовать эффективную работу:

Введение в ситуацию (создание проблемной ситуации). Педагог ставит перед детьми игровую или сказочную задачу, для решения которой требуются математические знания. Например: «К нам пришёл медвежонок и не знает, как поделить поровну все свои шишки между друзьями» или «Помогите Золушке рассортировать бусины по цвету и размеру».

Поиск решения (открытие нового знания). Дети, под руководством педагога, выдвигают различные идеи, обсуждают возможные решения и приходят к правильному ответу. На этом этапе могут использоваться счётные палочки Кюизенера, карточки, схемы и другие наглядные материалы.

Воспроизведение нового знания. Дети закрепляют полученные знания, применяя их в других похожих заданиях или играх. Например, после разделения шишек можно попросить детей разделить другие предметы.

Развитие умений и применение знаний. Дети используют полученные навыки в самостоятельной или групповой деятельности (например, играют в дидактические игры, работают в тетрадях)

Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.