Использование современных образовательных технологий на уроках родного языка и литературы

№ 113

Милавша НАЗМУТДИНОВА,

учитель татарского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №10 г. Зеленодольска  

Высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя-словесника провозглашается воспитание любви к родному слову.

Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания к конкретным практическим ситуациям.

В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка, а внутренние обусловлены психологическим и эмоциональным складом ребёнка.

Как же заинтересовать учащихся?

Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в т. ч. логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.

Какие же технологии используют учителя нашей гимназии на своих уроках?

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология «метод проектов».

3. Технология проблемного обучения.

4. Технология развития критического мышления через  чтение и письмо.

5. Технология модульного обучения.

6. Игровые технологии.

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.

Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках родного языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Компьютер в работе применяется по-разному: на уроках, во внеклассной работе, в пректной деятельности, в исследовательской работе и т.д.

ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, проведения нитегрированных уроков.

Необходимо помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по родному языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения.

Итоги  использования  ИКТ:

– повышение эффективности обучения (разнообразие форм учебной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы по поиску информации);

– индивидуальный подход в обучении;

– расширение объёма предъявляемой учебной информации;

– повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;

– включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

– повышение интереса к изучению предмета и к учению в целом.

Технология «метод проектов»

Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.

Метод проектов решает следующие задачи:

– развитие познавательных навыков учащихся;

– развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

– развитие критического и творческого мышления.

Одна из трудных задач, которая стоит перед учителем и учащимися, – поиск проблемы. Ядро проекта – исследовательская работа учащихся. Отличительная черта метода  проекта – поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение проекта – презентация своего продукта. На своих уроках, во внеклассной работе метод проектов учителя реализуют  в полной мере, позволяют ученикам создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме

Считаю, что проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проекта возможно и на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т.д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).

Метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. С помощью учителя консультанты  готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечный результат проекта. Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учеников к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, рекламный проспект и т.д.

Технология проблемного обучения очень актуальна на уроках  родной литературы в процессе анализа произведений  или в организации исследовательской работы учащихся.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо используется в работе с учебными текстами (приём «инсерт», «синквейн» и др.)

Приём «составление синквейна» («синквейн», фр., – стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам).

Составление синквейна требует от учащихся в кратких выражениях подытожить учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна:

1-я строка – записываем одно слово – существительное. Это тема синквейна.

2-я строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3-я строка – пишем три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4-я строка – фраза, предложение, с помощью которой ученик раскрывает своё отношение к теме.

5-я строка – слово-резюме.

Приём «составление инсерта». Инсерт – приём, развивающий критическое мышление. Очень важен приём при  работе над формированием навыков изучающего чтения. Ребята внимательно читают текст, делают пометки, затем кратко заносят ответы в таблицу, что позволяет пройти путь от «старого» знания к «новому».

«V» – уже знал;

«+» – новое;

«–» – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

Технологию модульного обучения применяют в старших классах и в среднем звене, чаще на уроках повторения и обобщения материала. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Роль учителя на модульном уроке – управление работой учащихся: консультировать сильных учеников, помогать слабым.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», – писал В.Сухомлинский. Считаю, что применение игры возможно для школьников всех возрастов. Занимательность – необходимое средство пробуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету, ведь в процессе игры затрагивается не только память, но и интеллект, аналитические возможности.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

На уроках родного языка учителя нашей гимназии используют самые разнообразные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, уроки- путешествия, уроки — КВН, экскурсии.

На уроках родной литературы особое место занимает творческая мастерская и театрализация.

Во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, «Лингвистический марафон», конкурсы эрудитов и знатоков родного языка и литературы, конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает учащимся нашей гимназии реализовывать свои творческие способности, развивать интеллектуальные способности.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Наша главная цель – это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Превратить урок в процесс сотворчества нам помогают современные образовательные технологии.