Использование мульстудии при сохранении психологического здоровья ребенка старшего дошкольного возраста

Наталья КОЖЕВНИКОВА,

педагог-психолог I квалификационной категории детского сада №50 г. Казани

Одним из основных направлений моей деятельности является сохранение психологического здоровья воспитанников нашего детского сада.

Термин «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе. Обобщенный портрет психологически здорового ребенка – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он находится в постоянном развитии.

Мы с вами понимаем, что для ребенка переход из детского сада в школу является стрессом. У него меняется привычный мир кардинально, нужно научиться сидеть, внимательно слушать, да и много незнакомых детей, взрослых, даже само здание школы, все пугает и тревожит будущего первоклассника. Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так  и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми.

И задача психолога сделать этот период менее болезненным. Помочь перешагнуть порог детского сада, сохранив свое психологическое здоровье.

Формы коррекционной работы с детьми могут быть очень разными, а я вашему  вниманию хочу представить ту, которую очень любят сами дети. Это создание мультфильмов. Эта форма помогает раскрепоститься ребенку, вызывает  искренний интерес и мотивирует его. Кроме этого помогает быстрее установить контакт между психологом  и ребенком.

Как одно из средств сохранения и укрепления психологического здоровья детей нами успешно используется образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир», ключевой научной идеей которого выступает создание авторского мультфильма. Дополнительным, но крайне важным «бонусом» использования мультстудии «Я творю мир» является гармоничная и естественная интеграция практически всех видов детской деятельности в процессе создания авторского мультипликационного фильма.

Процесс создания мультфильма – интересное, но кропотливое занятие, поэтому нами  заранее продумывается нагрузка на детей. Уже в процессе создания первых мультфильмов мы пришли к выводу, что целесообразно работать с микрогруппами во второй половине дня.

Процесс создания мультфильма можно разделить на 5-6 этапов

  1. Создание сценария

Исходя из целей нашей работы, это является для нас самым важным этапом. На первом этапе работы с детьми подготовительной группы, я провожу беседы о предстоящем переходе из детского сада в школу.  Ребенок проговаривает вслух все проблемы и трудности, с которыми может столкнуться в школе.

Можно придумать свой собственный сюжет (рассказ одного ребенка или совместное творчество детей).

Сценарий появляется сначала, в беседе, только после этого создаются персонажи. Очень важна инициатива, которая исходит из самих детей, а они решают, как и из чего изготовят персонажей.

Когда решены основные вопросы по сценарию, мы  совместно с детьми изготавливаем героев будущего мультфильма, обговаривая характерные черты каждого, и как это можно передать через пластику, создаются элементы декорации, на которых будет происходить действие.

  1. Планирование кадров (раскадровка)

Следующий шаг: предлагаю детям поиграть в мультипликаторов и самим создать мультфильм. Ребята с большим энтузиазмом  включаются в работу. У них исчезает скованность, замкнутость, стеснительность.  На этом этапе создается план мультфильма, где мы с детьми делим фильм на кадры для предстоящей съемки, выбираем фон, героев, записываем реплики и делаем для себя зарисовку (мнемодорожки) будущих сцен и их последовательность, повторяя вслух сюжет. Дети рисуют кадры для мультфильма, в которых отражают, то каким они видят себя первоклассниками. Эти рисунки используются при непосредственной съемке кадров. Процесс прорисовывания будущей стрессовой ситуации помогает ребенку снизить свою личностную тревожность перед неизвестным будующим.

  1. Подготовка рабочего места и оборудования мультстудии.

В один рабочий набор мультстудии «Я творю мир» входят:

– ширма;

– web-камера на гибкой основе;

– набор фонов, декораций и магнитов;

– диск с компьютерной программой.

И конечно методические рекомендации и инструкция по работе с программой.

Важно правильно подобрать освещение (мы используем обычную настольную лампу), удобные для детей столы, стулья. Так же потребуются наушники с микрофоном при озвучке.

  1. 4. Непосредственно съемочный процесс

Когда только начали работать с мультстудией, стало ясно, что детям очень сложно показать и объяснить, что плавности движений героев мультфильма можно добиться лишь тогда, когда на сцене герой совершает очень малые передвижения. Кадров  приходилось делать много и у многих не хватало на это терпения.  К счастью, программное обеспечение мультфильма позволяет показать результат съемки сразу, наглядно демонстрировать ошибки ребенка и исправлять их. В конце этого этапа уже готов проект будущего мультфильма.

  1. Озвучивание ролей

Озвучивание ролей проводиться индивидуально  (реплики многократно повторяются, чтобы выбрать потом наиболее удачную), но при этом очень важно не лишить ребенка радости от процесса, проводить этот этап на оптимистичных тонах, подбадривая, мотивируя ребенка на успех. При звукозаписи ребенок должен видеть  проект мультфильма,  ему так легче войти в образ, работая над интонацией, силой и высотой голоса, логическим ударением. У нас еще не все получается, но дети стремятся к улучшению своих результатов, в данной деятельности они слышат себя со стороны и критичнее относятся к своей речи. А проговаривание   является важным фактором снижающим тревожность. Психологи всего мира считают, что именно проговаривание  любой стрессовой ситуации является необходимым и значимым условием активизации резервов организма, что помогает пережить психотравмирующее событие.

  1. Монтаж мультфильма (целиком работа взрослого)

Выполняется накладка звука на проект и сохранение фильма в программе видео. Наш мультфильм готов!

Хотелось бы еще сказать, что создание мультфильма именно с использованием мультстудии «Я творю мир» делает этот процесс намного проще в техническом плане и дает много новых возможностей. Мы не профессиональные мультипликаторы, и цель нашей работы не создание идеального мультфильма, а в сохранении и укреплении психологического здоровья в процессе создания авторских мультфильмов.

Сейчас, когда для детей ощутимы, значимые результаты своей работы, они постоянно интересуются, что будет в новом мультике, где предлагаю не я свою идею, а право выбора оставляю за воспитанниками. Ребята, которые хотят увидеть что-то интересное в мире, предлагают все новые и новые проблемные ситуации, в которых попадают герои и главное, варианты решений этих проблем. И все это на высоком эмоциональном подъеме и в доброжелательной обстановке.

Получившийся мультфильм мы смотрим вместе с детьми и все довольны. Ребята получили массу позитивных эмоций, а мы проработали будущую стрессовую ситуацию, снизили тревожность перед будущим.

Создание мультфильмов  помогает мне как психологу, снизить тревожность, проработать страхи, развить  коммуникативную сторону речи и т.д.