Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Гульзада ЗАКИРОВА,
воспитатель по обучению детей
татарскому языку
детского сада №6 “Жемчужинка”
Чистопольского района РТ
Период детства – один неповторимый волшебный мир. По-своему красиво, по-своему загадочно. В этом мире восстанавливаются преемники нашей жизни – новые личности. Нашим малышам, как молодым выростам, тоже нужно светлое солнце, «добрая почва». Для наших малышей это, наверное, вековые мудрые мысли нашего народа, грустные сердца, творческие шедевры. Часть этого великого клада мы называем “детским фольклором”. Детский фольклор получает множество жанров по функциям и поэтическим особенностям. Одни, например, проводятся взрослыми, чтобы усыпить или развлечь маленьких детей. Другие, в связи с подвижными играми, выполняют сами дети, третьи же учатся в качестве развлечений, словесных игр во время занятий.
Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
– воспитание звуковой культуры речи
– обогащение словаря
– формирование грамматического строя речи
– развитие монологической и диалогической речи
– развитие мелкой моторики
Во время прямой образовательной деятельности, режима мы знакомим детей с фольклорными произведениями, народными песнями, играми. Все знают, какой воспитательной силой обладают колебельные песни, что является самым впечатляющим средством воспитания детей в процессе раскрывания языка, пробуждения сознания.
Через сказки усугубляется речевой язык детей. Наряду с татарскими народными сказками мы вспоминаем и русские и другие народные сказки. Во время самостоятельной деятельности дети даже инцизировали сказку. С целью развития мелкой моторики мы часто используем пальчиковый театр. Послушав сказки, ребенок учится различать положительные и отрицательные качества. В целях совершенствования навыков общения детей (диалогической речи), содействия усвоению выразительных речевых средств мы рассказываем на ролях разные стихи и прибаутки.
Трудно представить детскую жизнь без игр. Эти игры, отражающие обычаи, быт нашего народа, воспитали в детях такие прекрасные качества, как вера в силу, коллективность, милосердие. Особенно забавные разговорные игры играют дети младшего возраста.
Работа в тесном контакте с семьей – одно из наиболее действенных мероприятий в обучении ребенка родному языку. Отношение родителей к языку у детей выражается как зеркало. Поэтому мы постоянно проводим консультации, вечера для родителей. Они всегда помогают нам делать наглядные пособия: пальчиковый театр, коврик для развития мелкой моторики. Таким образом, значение малого фольклора в формировании звуковой культуры у маленьких детей старое. Надеемся, что мудрые советы и наставления от наших предков прольют прочную тропинку на родном языке.
