Использование информационных технологий при формировании математических способностей старшего дошкольного возраста
Диляра САБИРОВА,
воспитатель детского сада №402 г. Казани
XXI век – век информационных технологий и компьютеризации. В основе информационных технологий лежит математическая наука. Математика также нужна нам в трудовой и повседневной жизни. Все это обуславливает необходимость ее изучения с раннего дошкольного возраста. Понимание современных тенденций привело к тому, что ФГОС дошкольного образования предусматривает необходимость создания условий для знакомства детей с математическими знаниями.
Формирование математических представлений у дошкольников сложный процесс и игра может являться тем инструментом, который поможет педагогу. Дошкольный возраст – это возраст в котором основной деятельностью детей является игра. Игра позволяет активизировать мыслительные процессы, способствует формированию устойчивого интереса к постоянному поиску решений, оказывает неоценимое влияние на развитие общих умственных способностей детей.
С учетом повсеместной информатизации современным детям интересно осваивать компьютерные технологии. В настоящее время большинство детей дошкольного возраста умеет пользоваться гаджетами. Следовательно, при формировании элементарных математических представлений актуально и эффективно использование компьютерных игр.
В настоящее время педагогам доступны такие игры, как «Планета чисел», «Баба-Яга учится считать», «Веселые уроки. Математика», «Три поросенка против волка. Арифметика», «Красная шапочка. Математика для дошкольников», «Считаем и играем», «Скоро в школу. Весёлая математика».
В процессе игр дошкольники учатся счету, знакомятся с формой, величиной, количеством; учатся ориентироваться в пространстве и времени.
Усвоение такого большого количества материала детьми невозможно без устойчивого интереса.
Игра позволяет освоить новую информацию мягко и незаметно. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, измеряют, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.
Во время игрового действия происходит формирование и развитие познавательных способностей, развиваются наблюдательность, критическое восприятие, воображение, любознательность, сообразительность, смекалка.
Основные правила использования информационных игровых технологий на занятиях по формированию элементарных математических знаний:
– соблюдение принципа здоровье сбережения: дети должны заниматься столько, сколько это допускается, в течение занятия должны быть предусмотрены физкультурные минутки;
– педагог должен быть проводником в игре: дети должны сами выполнять задания, развивая мыслительный процесс.
К сожалению, современные требования к образованию расходятся с возможностями ДОУ.
Основные проблемы, при использовании информационных технологий для формирования элементарных математических представлений:
– отсутствие предметно-пространственной среды. Детские сады в настоящее время недостаточно хорошо укомплектованы. У педагогов отсутствует необходимое цифровое оборудование;
– недостаточная обученность педагогического коллектива работе на цифровых устройствах;
– отсутствие перспективного планирования по математическому развитию с помощью компьютерных игр.
Решение вышеперечисленных проблем позволит внедрить в полной мере информационные технологии в формировании элементарных математических представлений.