Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении табличного умножения в начальной школе

 № 213

Ксения МАКАРОВА,

учитель начальных классов гимназии №10 г. Зеленодольска

Одной из первостепенных задач начального курса обучения математике является формирование навыков вычисления учащихся, где одно из центральных мест отводится табличным случаям умножения.

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий при изучении табличного умножения в начальной школе.

Перечислены различные виды наглядных пособий, связанных с табличным умножением в начальном курсе математики. Приведены компьютерные технологии при изучении табличного умножения в начальной школе. Ключевые понятия: математика, начальная школа, таблица умножения, информационно-коммуникационные технологии, наглядные пособия.

Как способствовать легкому и быстрому заучиванию детьми таблицы умножения, какие средства применять?

В начальном курсе математики при изучении тем, связанных с табличным умножением,  используются различные виды наглядных пособий:

  1. Предметы окружающей среды. С самого начала обучения детей действиям умножения и деления, а так же при составлении таблиц умножения и деления предметы, находящиеся в окружении учащихся, целесообразно использовать в качестве счетного материала. Это могут быть тетради, книги, счетные палочки, карандаши и т. д.
  2. Демонстрационные изобразительные пособия. К данному виду пособий относятся, как правило, учебные таблицы, содержащие в себе изображения знакомых детям предметов, наборы иллюстраций, аппликации, картины со вставками.

3. Счетные приборы. К ним относятся абакусы, счеты, калькулятор.[7;с 151]

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса к учебному предмету, наряду с другими, используемыми на уроках, можно назвать дидактическую игру. Активное применение игр на уроках математики позволяет осуществить более творческий подход к оценке знаний учащихся, привлечь к работе весь классный коллектив, сформировать мотивацию к  изучению предмета, пробудить  мыслительную деятельность учеников, развить смекалку и наблюдательность.

Особое место в образовательном процессе  занимают информационно-коммуникационные технологии: компьютерные программы (игры).

«Компьютерные технологии обучения — это комплекс методов, приемов, способов, средств создания комфортных условий для успешного формирования образовательной среды на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, воспроизводящих часть функций педагога по презентации, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью».[6; с. 94]

Информационно-коммуникационные технологии обучения в современном мире — общность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Учащиеся начального звена школы любят и хотят играть. В деятельности начальной школы используются разнообразные развивающие игры, в том числе развивающие компьютерные игры, выполняющие важную задачу в процессе усвоения и закрепления программного материала по математике, а также позволяющие применять дифференцированный подход к обучению каждого ученика с учетом личных особенностей.

При изучении темы «Табличное умножение» учителя нередко применяют  средства ИКТ: презентации, тесты, игры, различные тренажеры для запоминания таблицы умножения, обучающие мультфильмы.[8;с. 154 ]

Так, например, детям предлагается игра-тренажер «Таблица умножения в мультиках». Эта обучающая программа направлена на быстрое заучивание  таблицы умножения тремя разными способами с использованием картинок из мультфильмов как отечественных, так и зарубежных.

Задача учащегося — открыть полное изображение из мультфильма, допустив при этом минимальное количество ошибок.

Игра-тренажёр «Учим таблицу умножения и деления с Ёжиком и Медвежонком» представляет собой презентацию для улучшения приёмов табличного умножения и деления, подходит для любого УМК. Можно применять для индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Игра способствует развитию мотивации благодаря интерактивности, звуковым и видеофрагментам. Тренажёр включает в себя  3 игровых сюжета.

Программа PowerPoint осуществляет развитие творческих способностей на уроке. Электронные презентации — наглядность к уроку. Вот, что пишет по этому поводу Л.Г.Петерсон: «Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Владение программой PowerPoint позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями». Мультимедийные обучающие презентации по изучению таблицы умножения представлены на сайтах: uchportal.ru, viki.rdf.ru, Learningapps.org и др.

Также в обучении математике можно использовать следующие программные продукты (диски): «Программы из серии «Несерьезные уроки», «Соображалкины», «Математика — на планете счетоводов», «Считай и побеждай», «Проделки Сугроб Сугробыча», серия «Искатель-фантазер», «Баба-Яга», «Пойди туда, не знаю куда», «Тим и Тома».

«Встреча с пиратами», «Гарфилд».

Раздел «Быстро считай» и другие позволяют запоминать табличные случаи умножения. Они развивают сообразительность, реакцию, память, мышление. На дисках представлены мозаики, лабиринты, головоломки и прочие задания, которые обучат мышлению, запоминанию, анализу.

Развивающую компьютерную  игру «Приключение на планете чисел» можно предложить детям как на уроках математики для изучения табличных случаев умножения, так и во внеурочной деятельности.

Программа «Таблица умножения v…for XP», названная «Волшебники», предназначена для изучения таблицы умножения. Данная программа создана по мотивам популярной серии детских книг английской писательницы Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер» и выполнена в виде небольшой игры, в которой дети смогут получать карточки с изображениями известных волшебников и волшебниц. В программе, как и в любой игре, существуют определённые правила.

Эти и многие другие игры, тренажеры предназначены для  использования как учителями, так  и родителями. Родители могут предложить детям выполнить задания на сайте uchi.ru для закрепления последними знаний таблицы умножения.

Использование игры в компьютерном виде активизирует процесс усвоения табличных случаев умножения, привносит в процесс обучения заинтересованность и разнообразие; позволяет детям увидеть значимость компьютера в процессе образования, по достоинству «оценить» его помощь в усвоении программного материала. [2;с.53]

История методики изучения табличного умножения достаточно богата. Использование компьютерных программ игрового характера позволяет установить связь времен: «старые добрые» дидактические игры обретают «новую жизнь» и находят свое место в современном образовательном процессе.

В заключении хотелось отметить, что использование ИКТ технологий на уроках математики повышают уровень мотивации у  детей к изучению таблицы умножения.

Литература

  1. Александрова Э.И. Математика. – Харьков-Москва: Инфолайн, 2014. – 220 с.
  2. Арапова С.В. При изучении таблицы умножения //Начальная школа. – 2010. – №2. – С.53
  3. Белая Н. В., Топор А. В. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе. Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2015. – С. 94 – 98.
  4. Богомолова О. «Роль ИКТ на уроках математики» //Математика.-2008. – № 22. – с. 5 – 8. («Первое сентября»)
  5. Демченко Н.В. Использование компьютерной программы «Семейный наставник» в начальной школе. – Электронный ресурс.
  6. Белая Н. В. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе / Н. В. Белая, А. В. Топор // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань : Бук, 2015. – С. 94 – 98.
  7. Мальцева Е. В. Приёмы заучивания таблицы умножения в процессе обучения математике в начальной школе / Е. В. Мальцева, Н. А. Смирнова // Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : сборник научных статей. Вып. 3 [Электронный ресурс] / отв. ред. В. И. Бычков. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 319 с. – С. 150-154.
  8. Ручкина В. П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах [Электронный ресурс] : в 2 частях : учеб. пособие / В. П. Ручкина ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург :[б. и.], 2019. – Ч. 2. – 154 с.