Использование ИКТ для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ
Использование ИКТ для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ
Рамзия ХОСНУЛЛИНА,
воспитатель МАДОУ
«Детский сад №402»
г. Казани
Важнейшей задачей современной образовательной системы Российской Федерации является обеспечение доступного и качественного образования всем детям, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми с особенностями развития образования − это одно из основных и необходимых условий их успешной социализации, создания им условий для полноценного участия в жизни общества, самореализации в различных видах социальной и профессиональной деятельности [1].
Данная задача ложиться и на дошкольные образовательные учреждения.
Как правило, у детей с ОВЗ можно наблюдать наличие проблем в формировании психических процессов, умственной деятельности, нарушено также физическое развитие и сенсорные функции. На занятии такие дети демонстрируют гиперактивность, или быструю утомляемость и отвлекаемость. С целью обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста педагоги ищут нетрадиционные и нестандартные подходы, нередко разрабатывают индивидуальные программы. В решении этих вопросов может помочь использование ИКТ технологий.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей[1].
Большинство современных детских садов обеспечены проекторами, интерактивными досками, музыкальными центрами, аудиоколонками, ноутбуками, цифровой видеокамерой, принтером. Интерактивный пол и песочница как средства обучения и воспитания есть не во всех дошкольных образовательных учреждениях.
ИКТ при работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ:
- повышается наглядность. Наглядность особенно важна для детей с особенностями в развитии. ИКТ позволяют сделать предоставляемый материал не только наглядным, но и анимированным. В отличии от других средств обучения ИКТ более эффективны в активации зрительного восприятия.
- ИКТ обладает возможностями сделать материал более «живым», то есть можно не только воспроизводить видео, звук, но и продемонстрировать его в максимально приближенном к реальности виде (например, показать водопад, движение луны и планет и т.п.);
- ИКТ способно активировать три канала воспринятия визуального, аудиального, кинестетического. Это преимущество способствует проведению плодотворного занятия с максимальным усвоением детьми с ОВЗ информации.
При правильном использовании ИКТ технологий они могут помочь в социализации детей в ОВЗ. Так, при использовании данных современных технологий формируется информационная культура деятельности детей с ОВЗ.
Виртуальные экскурсии позволяют детям пройти маршруту в индивидуальном темпе, останавливаясь в интересных местах. В последующем детям с ОВЗ легче посетить места, с которыми они познакомились с помощью ИКТ.
ИКТ технологии позволяют индивидуализировать занятия с детьми, что является важным в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Цифровые технологии позволяют не только формировать познавательные навыки, но и повысить мотивацию к образовательно-воспитательному процессу. Широкие наглядные, мультипликационные возможности привлекают внимание детей и способны надолго их заинтересовать.
Использование ИКТ позволяют расширить деятельность воспитанников, так как ребенку интересно все задания сделать самому. Педагог в таком случае становится помощником.
Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности педагога и воспитанников [2].
С помощью ИКТ можно проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;
Формы работы с детьми с ОВЗ с помощью интерактивных технологий могут быть различными: индивидуальными, подгрупповыми, групповыми в зависимости от поставленных задач и индивидуальных особенностей детей.
Таким образом, ИКТ способствует повышению. качества образования и воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста. Предоставляя широкие возможности ИКТ требует от педагога творчества, знания цифровых технологий.
Список литературы: