Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Лилия ГУМЕРОВА,
учитель-логопед детского сада №161 города Казани
Ирина ОСИПОВА,
учитель-логопед детского сада №24 города Казани
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно-воспитательный процесс жизнедеятельности детей. Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитанников. В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов от современного учителя-логопеда требуется решение сложных задач поиска новых форм и методов работы по исправлению речевых нарушений у детей. Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от систематического использования игровых технологий и от правильно организованной предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. также важно учитывать возрастные и психофизические особенности детей с речевой патологией. Например, им трудно сосредотачиваться и удерживать внимание на чисто словесном материале, вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные конструкции (занятие без наглядности не эффективно для логопедической группы). Вследствие этого перед педагогами встает задача – создание нового, интересного пособия для наиболее эффективной коррекционной работы. Основная работа учителя — логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.
Наблюдая за играми детей, мы обратили внимание на увлеченность многих ребят спиннером. У данной игрушки есть некоторые положительные моменты – развитие мелкой моторики, координации движений. Но нам пришла идея применить спиннер в несколько другой проекции – в логопедических целях. Таким образом, нами было разработано и изготовлено авторское многофункциональное пособие «Поле чудес». Данное пособие предназначено для детей с речевыми нарушениями младшего и старшего дошкольного возраста. Пособие представляет себе круглое игровое поле с секторами, в центре – крутящийся спиннер с прикрепленной к нему стрелкой. В каждом секторе есть прозрачный кармашек для карточек, позволяющий в зависимости от этапа коррекционной работы с ребенком менять набор заданий. На данном этапе мы используем 3 игровых поля. «Поле чудес» можно использовать на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Оно имеет широкую направленность коррекционно-развивающего воздействия, обучающее и воспитывающее значение.
Данное дидактическое пособие успешно прошло апробацию в работе с детьми, посещающими логопедическую группу МАДОУ «Детский сад №161» в течение 2019-2020 учебного года, гармонично вписывается в предметно-развивающую среду логопедического кабинета и отвечает ее основным задачам: оно вариативно, доступно и безопасно для детей.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии его использования в соответствии с поставленной целью.
Актуальность дидактического пособия в том, что оно имеет широкую направленность коррекционно-развивающего, обучающего и воспитывающего воздействия, доступно для детей, изготовлено с использованием интересного детям материала.
Ведущая идея разработки «Поля чудес» заключается в создании многофункционального, правильно организованного, достаточно компактного пособия, позволяющего использование игровых технологий в коррекционно- образовательном процессе.
Дидактическое пособие «Поле чудес» содержит элементы новизны, вводит детей в условную ситуацию, эмоционально приобщает их к процессу приобретения знаний, нацеливает на самостоятельное решение речевых задач, помогает не только пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи, но и позволяет логопеду плавно регулировать этот процесс, повышая мотивацию к логопедическим занятиям.
Цель разработки пособия «Поле чудес» – повышение мотивации к процессу обучения, максимальная коррекция нарушений речи, повышение интереса к коррекционно-образовательной деятельности. Данное пособие решает следующие задачи:
— развитие артикуляционной моторики;
— развитие лексико-грамматического строя речи;
— развитие фонематических процессов;
— автоматизация звуков в различных речевых ситуациях;
— формирование связной речи
Планируемые результаты:
— ребенок правильно произносит все звуки русского языка;
— у ребенка сформированы лексико-грамматическая, фонетическая сторона речи и связная речь;
— у ребенка повысилась мотивация к процессу обучения;
— у ребенка повысился уровень развития познавательных процессов;
— у ребенка хорошо развита артикуляционная моторика.
Пособие могут использовать в своей работе учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели групп общеразвивающей и коррекционной направленности. «Поле чудес» расширяет возможности для дальнейшего роста творческого потенциала логопеда: его можно легко модифицировать и дополнять по своему усмотрению – в дальнейшем нами планируется создание новых игровых полей, направленных на развитие эмоционального интеллекта и мелкой моторики.
Все карточки пособия стандартного размера, легко вынимаются из кармашков, их можно переносить в другие зоны логопедического кабинета и использовать вне пособия как картинный материал.
- Технология использования пособия
Пособие используется в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, при проведении дидактических игр, направленных на развитие артикуляционной моторики, навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия, совершенствования связной речи. Эти игры в течение года меняются в соответствии с изучаемой темой.
В зависимости от цели, поставленной педагогом, используется 3 игровых поля. Рассмотрим их поподробнее.
Игровое поле «Веселый язычок» направлено на развитие артикуляционной моторики. Оно может использоваться как в младших группах с целью пропедевтики речевых нарушений, так и в старших и подготовительных группах с целью укрепления мышц периферического речевого аппарата.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Возрастная группа: с 3 до 7 лет.
Необходимое оборудование: карточки игрового поля «Веселый язычок», индивидуальные зеркала по количеству детей, песочные часы.
Ход игры: при помощи считалки определяется последовательность участников, дети поочередно крутят стрелку и выполняют указанное артикуляционное упражнение в течение заданного времени либо под счет.
Варианты:
— дети выполняют упражнения коллективно;
— один ребенок выполняет, остальные участники контролируют выполнение;
— один ребенок считает или читает стишок, остальные выполняют упражнения.
Игровое поле «Грамотейка» направлено на развитие лексико-грамматического строя речи. В комплекте 9 игр, и также 3 сектора для создания игровых моментов – «Крути еще», «Пропусти ход», «2 хода подряд».
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи в рамках изучаемой лексической темы.
Возрастная группа: с 5 до 7 лет. Необходимое оборудование: карточки игрового поля «Грамотейка», предметные картинки в соответствии с изучаемой лексической темой.
Ход игры: при помощи считалки определяется последовательность участников, ребенок выбирает карточку по лексической теме, затем крутит стрелку, выполняет задание в соответствии с выпавшим сектором.
Игры в комплекте:
— «Назови ласково»: закрепление правильного употребления уменьшительно-ласкательной формы существительных;
— «Какой бывает»: подбор признаков к заданному объекту, закрепление правильного согласования существительных с прилагательными;
— «Чего не стало?»: закрепление правильного употребления формы родительного падежа имен существительных;
— «Что увидел?»: закрепление правильного употребления формы винительного падежа имен существительных;
— «Сосчитай-ка»: закрепление правильного согласования существительных с числительными;
— «Один-много»: закрепление навыка словоизменения существительных единственного числа в существительные множественного числа;
— «Угадай-ка»: определение заданного предмета по названным признакам;
— «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»: закрепление правильного согласования существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ;
— «Прятки»: развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций.
Игровое поле «Говорю правильно» направлено на развитие фонематических процессов и автоматизацию звуков.
Цель: развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, автоматизация правильно произносимых звуков в различных речевых ситуациях.
Возрастная группа: с 6 до 7 лет.
Необходимое оборудование: карточки игрового поля «Говорю правильно», карточки с изображениями предметов с заданным звуком, карточки с ребусами и чистоговорками с заданным звуком, карточки с изображениями паровозика для определения позиции звука в слове, фишки синего, красного, зеленого цвета для составления схемы слов.
Ход игры: при помощи считалки определяется последовательность участников, дети поочередно крутят стрелку и выполняют задание в соответствии с выпавшим сектором.
Методические указания: на начальном этапе работы карточки с наиболее сложными заданиями можно заменить на карточки игрового поля «Веселый язычок» с артикуляционными упражнениями для постановки отрабатываемого звука. Речевой материал необходимо подбирать в соответствии с возрастом ребенка – для детей подготовительной группы предлагаются задания с усложнением. Обязательным условием для формирования подгрупп является отрабатывание одного и того же звука у всех детей.
III. Заключение
Игровое пособие «Поле чудес» является одной из уникальных форм организации коррекционно-образовательной деятельности, которая позволила сделать образовательный процесс интересным и увлекательным. Использование данного пособия в коррекционно-образовательном процессе обуславливает автоматизацию поставленных звуков в более короткие сроки, повышение у детей мотивации к процессу обучения, любознательности, а самое главное – умения общаться.