Использование арт-терапии в нетрадиционных методах и формах работы с детьми с ОВЗ 

№ 206

Ильсия ТАЗЕТДИНОВА,

педагог-психолог основной школы №25 г. Казани

В настоящее время  все больше педагогов делают акцент на  воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями, используя  нетрадиционные методы обучения. Но базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы. Нетрадиционные  методы просты, доступны, не очень высокая цена материалов, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями, способствует выбору более  подходящих  приемов именно для этого ребенка.  Для  более эффективной коррекционной работы с ребенком нетрадиционные методы используются  в комплексе с традиционными методами образования. При комплексной работе у ребенка лучше развивается внимание и память, повышается работоспособность, снижается уровень утомляемости, улучшается коммуникативная функция.

Я, как педагог-психолог, разрабатываю занятия таким образом, чтобы задействовать и активизировать, как можно больше точек на одном занятии с ребенком. Первой частью занятия является катание грецких орехов по ладошкам, по ручкам и ножкам. Это упражнение активизирует  развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Этот метод направлен на нормализацию мышечного тонуса и улучшение психоэмоционального состояния ребенка. На грецкие орехи-тренажеры можно добавить: две кольцевые пружины или резиночки, мягкие пупырчатые резиночки из разного материала и так же выполнять упражнения. Для более эффективного использования тренажера упражнения можно сопровождать речью (стихи,песенки), т.к. они дают возможность войти в ритм движения. Можно учить новые стихи для лучшего запоминания под ритм. Совмещение двух видов деятельности дает больше эффекта: включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы. И сами шарики, колечки используются при пальчиковой гимнастике для развития памяти, внимания, восприятия, при формировании элементарных математических  представлений, а также для совершенствования лексико-грамматических категорий речи.

Изотерапия

Приобщая детей к искусству, используются разные техники рисования:

шарики Марблс – это сияющий стеклянный шарик, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей.

Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи:

  1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
  2. Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).
  3. Развитие сенсорного восприятия.
  4. Развитие тактильных ощущений.
  5. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
  6. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Рисование стеклянными шариками– это отдельный вид творчества. Если нет марблс ( а способ этот очень нравится детям) можно использовать грецкие орехи, шарики из глины и пластилина.

Приклеиваете ко дну емкости лист бумаги (белая, цветная), наносите на него краску (один или несколько цветов) и пускаете марблс влево, вправо, вперед, назад. Получаются полоски разного цвета в хаотичном порядке. Далее ребята могут дорисовать картину по своему желанию, включая  свое воображение. Что у них получится, ребята решают сами: может цветок, может животное, а может и целый пейзаж. Также педагог-психолог может выявить настроение ребенка, тревожность, ориентируется ли ребенок в пространстве. В результате использования данного материала через игры,  у ребят формируется  знания о форме, величине, о расположении предметов в пространстве, развивается тактильная чувственность, оказывают положительное влияние на психику ребенка, вызывает положительную реакцию ребенка: радость, улыбку, положительные эмоции,что в дальнейшем способствует повышению уровня развития эмоциональной и познавательной сферы,  повышения уровня  знании  по чтению , письму и математики.

Рисуем воздушными шарами и гуашью.

Целью методики является формирование у ребят положительной самооценки, реализация их творческого потенциала, навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации социуму.

Привлекать детей к творчеству можно разными методами. Один из методов – рисование шарами, если нет шара, можно взять прозрачный пакет и надуть его, и рисовать при помощи кончика пакета. Ребята надувают сами шарики нужного размера, затем они берут кисточки илимогут использовать пальчиковые краски, и наносят рисунок пальчиками. На шарике рисуют любой рисунок или узор, любой формы и цвета, затем на альбомном листе  делают отпечаток от шарика один или несколько раз- сколько сами захотят, у них должен получится рисунок,  который можно дополнить пластилином, высушенными листочками, и получится целая композиция. Ребята очень удивляются полученным результатам, рисунки получаются у всех очень разными, красочными и разнообразными. Привлечение детей к этому методу дает им свободу воображения, учит не бояться ошибиться, ведь всегда можно исправить все в любой момент, придает уверенность в себе и в своих силах, появляется интерес и желание рисовать и творить.

Таким образом, использование арт-терапии с детьми способствует формированию навыков, которые необходимы в учебно-воспитательном процессе.