Использование арт-терапии в нетрадиционных методах и формах работы с детьми с ОВЗ
№ 206
Ильсия ТАЗЕТДИНОВА,
педагог-психолог основной школы №25 г. Казани
В настоящее время все больше педагогов делают акцент на воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями, используя нетрадиционные методы обучения. Но базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы. Нетрадиционные методы просты, доступны, не очень высокая цена материалов, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями, способствует выбору более подходящих приемов именно для этого ребенка. Для более эффективной коррекционной работы с ребенком нетрадиционные методы используются в комплексе с традиционными методами образования. При комплексной работе у ребенка лучше развивается внимание и память, повышается работоспособность, снижается уровень утомляемости, улучшается коммуникативная функция.
Я, как педагог-психолог, разрабатываю занятия таким образом, чтобы задействовать и активизировать, как можно больше точек на одном занятии с ребенком. Первой частью занятия является катание грецких орехов по ладошкам, по ручкам и ножкам. Это упражнение активизирует развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Этот метод направлен на нормализацию мышечного тонуса и улучшение психоэмоционального состояния ребенка. На грецкие орехи-тренажеры можно добавить: две кольцевые пружины или резиночки, мягкие пупырчатые резиночки из разного материала и так же выполнять упражнения. Для более эффективного использования тренажера упражнения можно сопровождать речью (стихи,песенки), т.к. они дают возможность войти в ритм движения. Можно учить новые стихи для лучшего запоминания под ритм. Совмещение двух видов деятельности дает больше эффекта: включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы. И сами шарики, колечки используются при пальчиковой гимнастике для развития памяти, внимания, восприятия, при формировании элементарных математических представлений, а также для совершенствования лексико-грамматических категорий речи.
Изотерапия
Приобщая детей к искусству, используются разные техники рисования:
шарики Марблс – это сияющий стеклянный шарик, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей.
Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи:
- Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
- Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).
- Развитие сенсорного восприятия.
- Развитие тактильных ощущений.
- Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
- Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Рисование стеклянными шариками– это отдельный вид творчества. Если нет марблс ( а способ этот очень нравится детям) можно использовать грецкие орехи, шарики из глины и пластилина.
Приклеиваете ко дну емкости лист бумаги (белая, цветная), наносите на него краску (один или несколько цветов) и пускаете марблс влево, вправо, вперед, назад. Получаются полоски разного цвета в хаотичном порядке. Далее ребята могут дорисовать картину по своему желанию, включая свое воображение. Что у них получится, ребята решают сами: может цветок, может животное, а может и целый пейзаж. Также педагог-психолог может выявить настроение ребенка, тревожность, ориентируется ли ребенок в пространстве. В результате использования данного материала через игры, у ребят формируется знания о форме, величине, о расположении предметов в пространстве, развивается тактильная чувственность, оказывают положительное влияние на психику ребенка, вызывает положительную реакцию ребенка: радость, улыбку, положительные эмоции,что в дальнейшем способствует повышению уровня развития эмоциональной и познавательной сферы, повышения уровня знании по чтению , письму и математики.
Рисуем воздушными шарами и гуашью.
Целью методики является формирование у ребят положительной самооценки, реализация их творческого потенциала, навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации социуму.
Привлекать детей к творчеству можно разными методами. Один из методов – рисование шарами, если нет шара, можно взять прозрачный пакет и надуть его, и рисовать при помощи кончика пакета. Ребята надувают сами шарики нужного размера, затем они берут кисточки илимогут использовать пальчиковые краски, и наносят рисунок пальчиками. На шарике рисуют любой рисунок или узор, любой формы и цвета, затем на альбомном листе делают отпечаток от шарика один или несколько раз- сколько сами захотят, у них должен получится рисунок, который можно дополнить пластилином, высушенными листочками, и получится целая композиция. Ребята очень удивляются полученным результатам, рисунки получаются у всех очень разными, красочными и разнообразными. Привлечение детей к этому методу дает им свободу воображения, учит не бояться ошибиться, ведь всегда можно исправить все в любой момент, придает уверенность в себе и в своих силах, появляется интерес и желание рисовать и творить.
Таким образом, использование арт-терапии с детьми способствует формированию навыков, которые необходимы в учебно-воспитательном процессе.