Интерактивные методы развития коммуникативных навыков на уроках английского языка

Валентина БАРАБАШКИНА,

учитель английского языка Черемшанской кадетской школы- интерната им. Героя Советского Союза И.Н.Конева

 

Для любого педагога сегодня является актуальной проблема мотивация обучающихся к учебной деятельности, в связи с тем, что современные учащиеся привыкли к ежедневному использованию планшетов, компьютеров, мобильных телефонов, к  ярким изображениям и образам [3]. Поэтому учитель вынужден прибегать к частой смене деятельности на уроке и разнообразию методов.

Среди технологий, которые активно используются учителями иностранных языков (личностно-ориентированное обучение, технологии проблемного обучения, ИКТ, технологии коллективного обучения), отдельно необходимо выделить интерактивные методы обучения иностранным языкам, которые не только помогают удержать внимание учащихся на протяжении всего урока, заинтересовать обучающихся средней школы, но и развивают коммуникативные умения.

К коммуникативным умениям относятся  способность выражать свои мысли на иностранном языке, умение договариваться и доносить свои идеи через общение на изучаемом  языке.

Развитие коммуникативных умений является одной из задач, которая достигается в процессе обучения иностранному языку.

К наиболее популярным интерактивным методам обучения иностранному языку, относятся  информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), к которым относятся мультимедийные технологии виртуальная реальность,  интерактивные презентации и др.

Нестандартным подходом к использованию ИКТ является прием Bring Your own Device,. Когда учащиеся приносят на занятие свои мобильные телефоны, планшеты или ноутбуки и используют их в образовательных целях на уроке.

Например, во время закрепления лексического, грамматического или страноведческого материала можно проходить тестирование онлайн в Kahoot, использовать интерактивные задания для чтения текста на английском языке или осуществлять поисковую исследовательскую деятельность на иностранном языке.

Групповая работа также представляет собой один из интерактивных методов обучения иностранному языку. К групповым формам работы можно отнести участие в дискуссии, работу в мини-группах, проработку диалогов, работу в парах, различные мини-инсценировки в рамках урока.

Групповые формы работы способствуют развитию навыков взаимодействия в группе, умению высказывать и отстаивать свое мнение.  Рассмотрим интерактивные задания, которые выполняются в группе – дебаты по теме Pros and Cons of Fast Food, различные упражнения на проверку грамматического материала с последующей самопроверкой, различные ролевые ситуации и проигрывание ролей по теме урока, соревнования по командам и др.

Отдельно следует выделить игровые технологии, также представляющие интерактивные методы, способствующие развитию коммуникативных навыков учащихся в средней школе.

Игровые методы позволяют активно вовлечь учеников в процесс обучения, максимально задействовать каждого учащегося, повышают мотивацию к уроку, разевают коммуникативную компетенцию. Когда игра является частью учебного задания, а не выходит на первый план, она будет способствовать усвоению новых знаний, закреплению пройденного материала, но при этом поддерживать интересы школьников.

Примерами игр на уроке английского языка являются словарные лото, ролевые игры (в которой в единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности), грамматические квизы и пр.

Следует отметить преимущество игровых технологий в том, что они могут быть использованы педагогом как в индивидуальной, так и групповой работе, во фронтальном опросе и др.

Интерактивные методы обучения могут быть использованы на каждом этапе урока и при изучении любого раздела иностранного языка – грамматики, изучении и закреплении  новых лексических единиц, для развития навыков письменной и устной речи, чтения и аудирования.

К интерактивным методам обучения можно отнести проектную методику. Уникальность методов проектов заключается в том, что проект способствует [1,2]:

– совершенствованию навыков самоорганизации;

– развитию и формированию критического и аналитического мышления;

– развитию коммуникативных навыков;

– развитию умения принимать решения самостоятельно;

– формированию умений обобщать, анализировать, делать аргументированные выводы;

– получению навыков работы в команде, попробовать себя в разных ролях.

Примерами проектных заданий по английскому языку могут быть проведение устного опроса друзей на английском языке по проблемам молодежи, создание и презентация карты достопримечательностей  страны изучаемого языка, изучение древа семьи и его презентация на английском языке и многие др.

Итак, интерактивные методы обучения английскому языку повышают мотивацию на уроке, а также способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных навыков в средней школе.

Литература

  1. Ильющенко Н.С., Столяров О.О. Интерактивные методы обучения английскому языку // Вестник «ИМЦ». – 2019. – №2 (23).
  2. Мелькаева Р. В., Радин А.М. Интерактивные методы обучения английскому языку // Символ науки. – 2017. – №12.
  3. Ряховская, А. Ю. Интерактивные технологии в обучении английскому языку // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса – Брянск, 2021. – С. 722 – 728