Интегрированное занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья
№ 202
Рузидя ХАЙРУЛЛОВА,
учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада «Милэшкэй» с. Бикмуразово Буинского района
Наталья КУРИКОВА,
учитель-дефектолог детского «Милэшкэй» с. Бикмуразово Буинского района
Цель: расширить и систематизировать знания о временах года и закрепить у детей понятия цвет, форма, величина и счет.
Задачи:
– обобщить понятие цвет и счет в пределах 5;
– развивать представления детей о геометрических фигурах, формах и величине;
– развивать артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание и мелкую моторику;
– развивать зрительное и слуховое восприятие, логику и мышление;
– развивать коммуникативные умения детей: помогать друг-другу при выполнении заданий, желание добиться общего положительного результата;
– воспитывать культуру поведения на занятиях, умение слушать взрослого и сверстников.
Оборудование: ноутбук, музыка для выхода героев, костюмы для Клоуна, Кота Финика, Весны, чемодан, конверт, пазлы (разрезные ключи), мыльный пузырь, зеркала для каждого ребенка, мячи для настольного тенниса, лабиринты, шарики большие и маленькие, стаканчики, «лестница» из трубочек, мяч фитбол, ладошки, логические блоки Дьенеша и схемы.
Ход урока
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
Дети. Весна!
Воспитатель. Молодцы! Но, чтобы отправиться в долгожданное путешествие нам необходимо открыть волшебный чемоданчик и выполнить задание. Готовы ли вы к приключениям?
Дети. Да!
Воспитатель. У меня в руках есть конверт, а в конверте находятся ключи, но они перепутались, ваша задача собрать из пазлов ключи по цвету. (Дети собирают пазл и чемодан открывается. Под музыку заходит клоун и пускает мыльные пузыри.)
Клоун. Ой! А куда я это попал?
Воспитатель. Ты попал к нам в детский сад!
Клоун. Ребята, а вы меня узнали?
Дети. Да!
Клоун. Молодцы! Вы все меня знаете. Я принес с собой много различных игр. Для начала мы сделаем с вами гимнастику для нашего языка и губ. (В руках у детей зеркала.)
Клоун.
«Окошко»
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
«Заборчик»
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
«Дудочка»
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на нем сможем.
Ду-ду-ду!
«Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
«Часики»
Тик-так, тик-так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок).
Если хочешь, покачу (цок, цок).
Молодцы!
Клоун. Слушаем следующее задание. Перед вами лабиринт, вам нужно подуть на шарик и дойти до финиша. (Дети выполняют дыхательную гимнастику.) Молодцы!
Клоун. В руках у вас волшебные стаканчики и чтобы отгадать, какой герой находится в стаканчике, вам необходимо будет подуть на них. (Дети выполняют задание и называют героев.)
Клоун. А теперь вы должны подуть на шарик так, чтобы шарик поднялся по лестнице и упал в стаканчик. (Дети выполняют дыхательную гимнастику.)
Клоун. Молодцы, ребята! Вы ловко справились с моими заданиями.
Воспитатель. Спасибо нашему клоуну, но нам нужно продолжить путешествие.
У меня для вас есть задание. Перед вами лежит корзинка с мячами, ваша задача собрать большие шарики в большую корзину, а маленькие шары в маленькую корзину. (Сортируют шарики по корзинам.) Молодцы!
Воспитатель. (В зал закатывается большой мяч.) Ой, а что это такое?
Дети. Мяч.
Воспитатель. Какой он? Какого цвета? Большой или маленький? Твердый или мягкий?
Дети. Круглый, красный, большой, мягкий.
(Звучит песня и в зал заходит кот.)
Кот. Здравствуйте, ребята, я – кот Финик.
Воспитатель. А вы не боитесь кота?
Дети. Нет.
Воспитатель. А мы про кота песню знаем и споем его тебе.
Дети.
Тра та та, тра та та,
Не боимся мы кота!
Мы – кота-воркота,
Завернем за ворота.
Кот. Молодцы, ребята, мне понравилась ваша песня.
Сейчас я хочу сделать с вами зарядку. (Физкультминутка под музыку «Зарядка с котом Фиником» (муз. В. Кондратьевой.)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Но пришла пора прощаться с нашим героем и отправиться дальше в путь.
Воспитатель. Какое время года за окном?
Дети. Весна.
Воспитатель. А вы любите весну?
Дети. Да!
Воспитатель. За что вы её любите?
Дети. Пускаем кораблики, греет солнышко, поют птички и т.д.
(Под музыку пения птиц заходит Весна.)
Весна. Здравствуйте, дорогие ребята!
Дети. Здравствуйте!
Весна. Я – весна, стояла около двери и слышала, как вы меня любите и ждёте. Мои пернатые друзья каждый день наблюдали за окном как вы занимались. Я приготовила для вас очень интересные задания, вы готовы их выполнить?
Дети. Да!
Весна. Ребята, перед вами на столе лежат волшебные ладошки. Вы будете загибать тот пальчик, цвет которого я назову. Готовы?
Дети. Да!
(Весна показывает основные цвета, а дети загибают пальчики.)
Весна. Мои пернатые друзья нашептали мне в ушко, что некоторые из вас скоро пойдут в школу и, поэтому я очень хочу знать, знаете ли вы цифры. Я буду называть и показывать цифры, а вы будете загибать их на волшебных пальчиках. (Дети выполняют задание).
Весна. Молодцы! Приступаем к следующему заданию.
Весна. Посмотрите, пожалуйста, мои птички – проказники все фигуры перепутали. Ваша задача рассортировать фигуры по коробочкам. Но для начала мы с вами вспомним название фигур. (Весна показывает фигуры, а дети называют.) Отлично, все фигуры назвали правильно, а теперь приступаем к заданию. (Дети сортируют фигуры по формам.)
Весна. Молодцы! Все правильно сделали.
Весна. Предлагаю вам поиграть. Перед вами волшебные схемы, вы должны с помощью фигурок построить снеговика, башню, цветок и машину. (Дети с помощью логических блоков Дьенеша и схем выполняют задание.)
Весна. Молодцы, ребята! Вы ловко справились с моими заданиями. Но пришла пора прощаться с вами.
Воспитатель. Наш волшебный сундучок закрывается, и занятие подходит к концу. Вспомним с вами, о чем сегодня говорили и какие задания выполняли. (Ответы детей.)
Воспитатель. Вам понравилось наше путешествие?
Дети. Да.
Воспитатель. Вы – большие молодцы!