Интегрированное занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

№ 202

Рузидя ХАЙРУЛЛОВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада «Милэшкэй» с. Бикмуразово Буинского района

Наталья КУРИКОВА,

учитель-дефектолог детского «Милэшкэй» с. Бикмуразово Буинского  района

Цель: расширить и систематизировать знания о временах года и закрепить  у детей понятия  цвет, форма, величина и счет.

Задачи:

– обобщить  понятие цвет  и счет в пределах 5;

– развивать представления детей о геометрических фигурах,  формах и величине;

– развивать артикуляционную моторику,  правильное речевое дыхание и  мелкую моторику;

– развивать зрительное и слуховое восприятие, логику и мышление;

– развивать коммуникативные умения детей: помогать друг-другу при выполнении заданий, желание добиться общего положительного результата;

– воспитывать  культуру поведения на занятиях, умение слушать взрослого и сверстников.

Оборудование: ноутбук, музыка для выхода героев, костюмы для Клоуна, Кота Финика, Весны, чемодан, конверт, пазлы (разрезные  ключи), мыльный пузырь, зеркала для каждого ребенка, мячи для настольного тенниса, лабиринты, шарики большие и маленькие, стаканчики, «лестница» из трубочек, мяч фитбол, ладошки, логические блоки  Дьенеша и схемы.

Ход урока

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

Дети. Весна!

Воспитатель. Молодцы! Но, чтобы отправиться в долгожданное путешествие нам необходимо открыть волшебный чемоданчик и выполнить задание. Готовы ли вы к приключениям?

Дети. Да!

Воспитатель. У меня в руках есть конверт, а в конверте находятся ключи, но они перепутались, ваша задача собрать из пазлов ключи по цвету. (Дети собирают пазл и чемодан открывается. Под музыку заходит клоун и пускает мыльные пузыри.)

Клоун. Ой! А куда я это попал?

Воспитатель. Ты попал к нам в детский сад!

Клоун. Ребята, а вы меня узнали?

Дети. Да!

Клоун. Молодцы! Вы все меня знаете. Я принес с собой много различных игр. Для начала мы сделаем с вами гимнастику для нашего языка и губ. (В руках у детей зеркала.)

Клоун.

«Окошко»

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

«Заборчик»

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

«Дудочка»

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на нем сможем.

Ду-ду-ду!

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

«Часики»

Тик-так, тик-так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик, вправо так.

Ходят часики – вот так!

«Лошадка»

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок).

Если хочешь, покачу (цок, цок).

Молодцы!

Клоун. Слушаем следующее задание. Перед вами лабиринт, вам нужно подуть на шарик и дойти до финиша. (Дети выполняют дыхательную гимнастику.) Молодцы!

Клоун. В руках у вас волшебные стаканчики и чтобы отгадать, какой герой находится в стаканчике, вам необходимо будет подуть на них. (Дети выполняют задание и называют героев.)

Клоун. А теперь вы должны подуть на шарик так, чтобы шарик поднялся по лестнице  и упал в стаканчик. (Дети выполняют дыхательную гимнастику.)

Клоун. Молодцы, ребята! Вы ловко справились с моими заданиями.

Воспитатель. Спасибо нашему клоуну, но нам нужно продолжить путешествие.

У меня для вас есть задание. Перед вами лежит корзинка с мячами, ваша задача собрать большие шарики в большую корзину, а маленькие шары в маленькую корзину. (Сортируют шарики по корзинам.) Молодцы!

Воспитатель. (В зал закатывается большой мяч.) Ой, а что это такое?

Дети. Мяч.

Воспитатель. Какой он? Какого цвета? Большой или маленький? Твердый или мягкий?

Дети. Круглый, красный, большой, мягкий.

(Звучит песня и в зал заходит кот.)

Кот. Здравствуйте, ребята, я – кот Финик.

Воспитатель. А вы не боитесь кота?

Дети. Нет.

Воспитатель. А мы про кота песню знаем и споем его тебе.

Дети.

Тра та та, тра та та,

Не боимся мы кота!

Мы – кота-воркота,

Завернем за ворота.

Кот. Молодцы, ребята, мне понравилась ваша песня.

Сейчас я хочу сделать с вами зарядку. (Физкультминутка под музыку «Зарядка с котом Фиником» (муз. В. Кондратьевой.)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Но пришла пора прощаться с нашим героем и отправиться дальше в путь.

Воспитатель. Какое время года за окном?

Дети. Весна.

Воспитатель. А вы любите весну?

Дети. Да!

Воспитатель. За что вы её любите?

Дети. Пускаем кораблики, греет солнышко, поют птички и т.д.

(Под музыку пения птиц заходит Весна.)

Весна. Здравствуйте, дорогие ребята!

Дети. Здравствуйте!

Весна. Я – весна, стояла около двери и слышала, как вы меня любите и ждёте. Мои пернатые друзья каждый день наблюдали за окном как вы занимались. Я приготовила для вас очень интересные задания, вы готовы их выполнить?

Дети. Да!

Весна. Ребята, перед вами на столе лежат волшебные ладошки. Вы будете загибать тот пальчик, цвет которого я назову. Готовы?

Дети. Да!

(Весна показывает основные цвета, а дети загибают пальчики.)

Весна. Мои пернатые друзья нашептали мне в ушко, что некоторые из вас скоро пойдут в школу и, поэтому я очень хочу знать, знаете ли вы цифры. Я буду называть и показывать цифры, а вы будете загибать их на волшебных пальчиках. (Дети выполняют задание).

Весна. Молодцы! Приступаем к следующему заданию.

Весна. Посмотрите, пожалуйста, мои птички – проказники все фигуры перепутали. Ваша задача рассортировать фигуры по коробочкам. Но для начала мы с вами вспомним название фигур. (Весна показывает фигуры, а дети называют.) Отлично, все фигуры назвали правильно, а теперь приступаем к заданию. (Дети сортируют фигуры по формам.)

Весна. Молодцы! Все правильно сделали.

Весна. Предлагаю вам поиграть. Перед вами волшебные схемы, вы должны с помощью фигурок построить снеговика, башню, цветок и машину. (Дети с помощью логических блоков  Дьенеша и схем выполняют задание.)

Весна. Молодцы, ребята! Вы ловко справились с моими заданиями. Но пришла пора прощаться с вами.

Воспитатель. Наш волшебный сундучок закрывается, и занятие подходит к концу. Вспомним с вами, о чем сегодня говорили и какие задания выполняли. (Ответы детей.)

Воспитатель.  Вам понравилось наше путешествие?

Дети. Да.

Воспитатель. Вы – большие молодцы!